МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДЕН
Министерством образования и
науки Кыргызской Республики
Приказ № ____________________
от «_____»_____________2019 г.
Регистрационный номер__________
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кыргызской Республики
Специальность: 050717 - “Теология”
Квалификация – теолог
Бишкек 2019
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по специальности 050717 – “Теология” среднего профессионального образования Кыргызской Республики (далее – Государственный образовательный стандарт) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования.
2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:
- основная профессиональная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующей специальности;
- цикл дисциплин – часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
- модуль – часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
- компетенция – динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;
- кредит (зачетная единица) – условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;
- результаты обучения – компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.
Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.
ГЛАВА 2
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
3. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 050717 – “Теология” и является основанием для разработки учебной организационно-методической документации, оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования всеми образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, имеющими лицензию и аккредитацию на территории Кыргызской Республики.
4. Основными пользователями Государственного образовательного стандарта по специальности 050717 – “Теология” являются:
- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности;
- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы по данной специальности;
- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;
- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению уполномоченного государственного органа в сфере образования Кыргызской Республики;
- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие финансирование среднего профессионального образования;
- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе среднего профессионального образования, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере среднего профессионального образования.
ГЛАВА 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
5. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 050717 – “Теология”:
- очная;
- очно-заочная (вечерняя);
- заочная (дистантная).
6. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет не менее 1 года 10 месяцев. В случае реализации данной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования установленный нормативный срок освоения увеличивается на 1 (один) год.
7. При реализации общеобразовательной программы среднего общего образования (10-11 классов), интегрированной в программу среднего профессионального образования, документ (аттестат) о среднем общем образовании не выдается, а оценки по предметам выставляются в документ (диплом) о среднем профессиональном образовании.
8. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем общем образовании;
- свидетельство об основном общем образовании.
9. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) и заочной (дистантной) формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются образовательной организацией, реализующей программы среднего профессионального образования, на 6 месяцев относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.
Иные нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования утверждаются отдельным нормативным правовым актом.
10. Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения составляет не менее 120 кредитов (зачетных единиц). Трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 кредитам (зачетным единицам) (при двухсеместровой организации учебного процесса).
Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).
Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной (дистантной) формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, за учебный год составляет не менее 45 кредитов (зачетных единиц).
11. Цели основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 050717 – “Теология” в области обучения и воспитания личности.
В области обучения целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 050717 – “Теология” является:
- подготовка квалифицированного специалиста среднего звена, непосредственно осуществляющего теологическое обслуживание населения и помощь в организации работы экспертных служб, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности;
- развитие общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями заинтересованных сторон, позволяющее выпускнику успешно работать в сфере теологии и религиоведения.
В области воспитания личности целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 050717 – “Теология” является формирование у студентов социально-духовных качеств, как вежливость, доброжелательность, милосердие, честность, толерантность, самообладание, и др., а также развитие социально-личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность.
12. Область профессиональной деятельности выпускников специальности 050717 – “Теология” включает:
- организацию теологического и религиоведческого обучения и воспитания;
- услугу консультирования в учреждениях начальных религиозных образований, учреждених культуры и СМИ, академических организаций, связанных с религиозной проблематикой; государственных и муниципальных учреждений по взаимодействию с религиозными объединениями.
13. Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки специалистов по теологии являются:
- теологическое обучение и воспитание;
- обработка и описание музейных экспонатов и проведение экскурсий;
- каталогизация религиозных и религиоведческих материалов и
литературы в библиотеках и архивах;
- консультирование, обработка и предоставление материалов о религии
в СМИ;
- осуществление взаимодействия с религиозными организациями в
рамках деятельности соответствующих государственных и
муниципальных органов.
14. Виды профессиональной деятельности выпускников:
- теологическая деятельность;
- учебно-воспитательная и просветительская деятельность;
- социально-практическая деятельность;
- экспертно-консультативная деятельность;
- представительско-посредническая деятельность.
Выпускник должен быть готов к теологической и религиоведческой деятельности в качестве теолога на должностях, не предусматривающих наличия обязательного высшего теологического образования: теолог, младший теолог-консультант, младший теолог-эксперт, младший педагог-воспитатель, помощник теолог-педагога и др. В различных организациях (предприятиях) независимо от их организационно-правовых форм.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой спузом совместно с заинтересованными работодателями.
15. Перечень задачи профессиональной деятельности выпускников.
Теологическая деятельность:
- способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявление уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений;
- умение вести диалог на основе ценностей гражданского демократического общества, способен занимать активную гражданскую позицию;
- использование полученные знания, необходимые для пропаганды здорового образа жизни, охраны природы и рационального использования ресурсов.
Учебно-воспитательная и просветительская деятельность:
- пользование современными учебно-организационными методиками и принципами воспитания при ассистировании (участии под руководством преподавателя) в учебном процессе в садиках, начальных учебных заведениях;
- умение организовывать самостоятельные занятия обучающихся и проводить внеучебные мероприятия.
Социально-практической деятельность:
- использование в практической деятельности знания теологических основ, принципов, методов и различные формы этой деятельности.
- участвовать в практической деятельности религиозной организации и применяет результаты этих исследований.
Экспертно-консультативная деятельность:
- использование результаты анализа при решении конкретных профильных экспертно-консультативных задач и провести экспертизу в теологических действиях и детских изданиях.
Представительско-посредническая деятельность:
- умение вести межконфессиональный диалог и применение перечисленные знания при работе в координационных структурах с участием религиозных организаций, а также при осуществлении представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога.
16. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования 050717 – “Теология”, подготовлен:
- к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по теологии и религиоведению;
- к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по теологической специальности и родственным направлениям подготовки высшего профессионального образования в ускоренные сроки (531600 - “Теология”), (531400 – “Религиоведение”)
ГЛАВА 4
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
17. Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по специальности. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по специальности, с учетом потребностей рынка труда.
Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, обязаны ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в соответствии с рекомендациями по обеспечению гарантии качества образования, заключающимися:
- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;
- в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;
- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;
- в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;
- в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;
- в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными организациями;
- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Требования к организации практик: по специальности 050717 – “Теология” организуются следующие виды практик согласно учебному графику: учебно-ознакомительная, учебно-производственная и профессиональная (квалификационная).
18. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации.
Текущая аттестация студентов проводится в течение учебного семестра на основании модульно-рейтинговой системы оценивания, установленной образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования (утвержденной педагогическим советом).
Промежуточная аттестация студентов проводится в конце каждого семестра и по всем дисциплинам выставляются итоговые оценки (экзаменационные оценки) по итогам текущей аттестации в семестре.
Для текущей, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
По специальности 050717 – “Теология” проводятся следующие виды итоговой государственной аттестации выпускников:
- итоговой экзамен по отдельной дисциплине;
- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности.
19. При разработке основной профессиональной образовательной программы должны быть определены возможности образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:
- сформировать свою социокультурную среду;
- создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;
- способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
20. Основная профессиональная образовательная программа образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла дисциплин. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает педагогический совет образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
21. Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования обязана:
- обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения;
- ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании основной профессиональной образовательной программы;
- разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
22. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины.
23. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.
24. В целях достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
25. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом с учетом специфики специальности не более 60% общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.
26. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.
27. При заочной (дистантной) форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 150 часов в год.
28. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
29. Выпускник по специальности 050717 – “Теология” в соответствии с целями основной профессиональной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пунктах 11 и 16 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:
а) общими (ОК) .
ОК1 уметь организовать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК2 решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, проявлять инициативу и ответственность;
ОК3 осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК4 использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК5 уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми;
ОК6 брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) и их обучение на рабочем месте, за результат выполнения заданий;
ОК7 управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменениям условий труда и технологий в профессиональной деятельности;
ОК8 быть готовым к организационно-управленческой работе с малыми коллективами. Перечень общих компетенций может быть дополнен в соответствии с профилем специальности.
б) профессиональными (ПК) .
- в области теологической деятельности:
ПК1 активно применяет базовые знания в области теологии, а также использует специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин;
ПК2 умеет использовать стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание;
ПК3 готов использовать теологические знания для решения профессиональных задач;
ПК4 владеет способами решения методических проблем (модели, методики, технологии и приёмы обучения) и способен применять технологии оценивания качества обучения;
ПК5 применяет современные технические средства и информационные технологии для решения поставленных профессиональных задач;
ПК6 владеет способами, техникой, методикой и приёмами социализации людей и способен создавать условия для профессионального самоопределения людей;
- в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности:
ПК7 умеет составлять источниковедческие и библиографические обзоры по общим и специальным учебным курсам;
ПК8 пользуется современными учебно-организационными методиками и принципами воспитания при ассистировании (участии под руководством преподавателя) в учебном процессе в общеобразовательных, средних учебных заведениях; может организовывать самостоятельные занятия обучающихся и проводить внеучебные мероприятия.
- в области социально-практической деятельности:
ПК9 использует в практической деятельности знания теологических оснований, принципов, методы и различные формы этой деятельности;
в области экспертно-консультативной деятельности:
ПК10 подбирает, систематизирует и анализирует материалы в соответствии с объектами профессиональной деятельности;
ПК11 использует результаты анализа при решении конкретных теологических экспертно-консультативных задач;
ПК12 может участвовать в практической деятельности конфессии и применять результаты этих исследований;
- в области представительско-посреднической деятельности:
ПК13 пользуется знаниями в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений, как в религиозной организации, так и в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте;
ПК14 применяет перечисленные знания при работе в координационных структурах с участием религиозных организаций, а также при осуществлении представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога.
30. Основная профессиональная программа среднего профессионального образования предусматривает изучение следующих учебных циклов:
1) общегуманитарный цикл;
2) математический и естественнонаучный цикл;
3) профессиональный цикл;
4) практика;
5) итоговая государственная аттестация;
6) физическая культура.
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному образовательному стандарту.
31. Каждый цикл дисциплин должен иметь базовую (обязательную) и вариативную части. Вариативная часть должна дать возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков студентов, определяемых содержанием дисциплин базовой части. Вариативная часть устанавливается средним профессиональным учебным заведением исходя из специфики реализуемой профессиональной образовательной программы.
32. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование по теологии или религиоведению.
Доля штатных преподавателей к общему числу преподавателей образовательной программы должна составлять не менее 80%. Соотношение преподаватель / студент должно быть не более 1:12.
33. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Образовательная программа образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, должна включать лабораторные практикумы и практические занятия с учетом формируемых компетенций.
Обеспеченность студентов учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0,5 экземпляра на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.
Обязательные учебники и методические пособия определяются рабочими программами на основании требований ГОС СПО. В качестве учебников могут использоваться тиражированные экземпляры конспектов лекций, электронных учебников.
Учебная и учебно-методическая литература должна быть по:
- гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, изданные за последние 5 лет.
- математическим и естественно-научным, профессиональным специальным дисциплинам, изданные за последние 10 лет.
Для применения дистанционных образовательных технологий электронное учебно-методическое обеспечение должно составлять 100%.
34. Образовательная организация, реализующая основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 050717 – “Теология” должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической подготовки студентов, предусмотренных учебным планом образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Полезная площадь на одного студента с учетом двухсменности занятий должна быть не менее 7кв. м.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
кабинетов, лабораторий, других помещений и их оснащение
а) для реализации общеобразовательного цикла:
- Кыргызский язык и кыргызская литература (наглядные пособия, словарь);
- Русский язык и русская литература (наглядные пособия, словарь);
- Иностранный язык (наглядные пособия, словарь, персональный компьютер с выходом в интернет (1:1));
- Математика (наглядные пособия);
- Информатика (наглядные пособия, словарь, персональный компьютер (1:1));
- История Кыргызстана (наглядные пособия);
- Манасоведение (наглядные пособия, «Манас» - все тома);
- История (наглядные пособия);
- География и экология (наглядные пособия карта мира);
- Физика (наглядные пособия, приборы);
- Химия (наглядные пособия, приборы);
- НВП (наглядные пособия);
- Социально-экономические дисциплины (наглядные пособия).
б) для реализации профессионального цикла:
- Студия для тренинговых занятий;
- Ресурсные центры;
- наглядные пособия, словари по всем теологическим дисциплинам.
в) общие помещения:
- Спортивный зал;
- Библиотека (электронная библиотека), читальный зал с выходом в интернет (1:1));
- Актовый зал;
- Столовая;
- Медпункт.
35. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются средним профессиональным учебным заведением с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года № 470.