100201 Туризм

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УТВЕРЖДЕН

Министерством образования и науки Кыргызской Республики

Приказ № ________________

от « » 2019 г.

Регистрационный номер______________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Специальность: 100201-"Туризм"

Квалификация: специалист по туризму

Бишкек 2019


Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по специальности 100201-«Туризм» среднего профессионального образования Кыргызской Республики разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования.

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:

- основная профессиональная образовательная программа – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующей специальности;

- цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- модуль – часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- компетенция – динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;

- кредит (зачетная единица) – условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

- результаты обучения – компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.

Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

Глава 2. Область применения

3. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 100201-«Туризм» и является основанием для разработки учебной организационно-методической документации, оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования всеми образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, имеющими лицензию и аккредитацию на территории Кыргызской Республики.

4. Основными пользователями Государственного образовательного стандарта по специальности 100201-«Туризм» являются:

- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющих право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности;

- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной образовательной программы по данной специальности;

- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические объединения и советы, обеспечивающие разработку основных образовательных программ по поручению уполномоченного государственного органа в сфере образования Кыргызской Республики;

- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие финансирование среднего профессионального образования;

- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе среднего профессионального образования, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере среднего профессионального образования.

Глава 3. Общая характеристика специальности

5. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 100201-«Туризм»:

- очная;

- очно-заочная (вечерняя);

- заочная;

6. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме обучения на базе среднего общего образования составляет не менее 1 года 10 месяцев. В случае реализации данной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования установленный нормативный срок освоения увеличивается на 1 (один) год.

7. При реализации общеобразовательной программы среднего общего образования (10-11 классов), интегрированной в программу среднего профессионального образования, документ (аттестат) о среднем общем образовании не выдается, а оценки по предметам выставляются в документ (диплом) о среднем профессиональном образовании.

8. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем общем образовании;

- свидетельство об основном общем образовании.

9. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются образовательной организацией, реализующей программы среднего профессионального образования, на 6 месяцев относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.

Иные нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования утверждаются отдельным нормативным правовым актом.

10. Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения составляет не менее 120 кредитов (зачетных единиц). Трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 кредитам (зачетным единицам) (при двух семестровой организации учебного процесса).

Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).

Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, за учебный год составляет не менее 45 кредитов (зачетных единиц).

11. Целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 100201- «Туризм» в области обучения является: подготовка квалифицированного специалиста среднего звена - менеджера по туризму, по проведению маркетинговых исследований рынка туристских услуг, по разработке и оформлению турпакетов и экскурсионных программ, по оказанию визовой поддержки, по выявлению и анализу запросов потребителя и возможности их реализации, путем развития у него общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями заинтересованных сторон - работодателей, позволяющих ему успешно работать и конкурировать на рынке труда.

В области воспитания личности целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования является формирование у студентов:

- целеустремленности и организованность;

- трудолюбие и ответственность;

- гражданственность, коммуникативность и толерантность;

- повышение общей культуры.

12. Область профессиональной деятельности выпускников специальности 100201-«Туризм» включает: формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания.

13. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- туристские продукты;

- туристские ресурсы - природные, исторические, социально- культурные и другие объекты туристского показа, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкулътурно-спортивного назначения;

- услуги гостиницы и иных средств размещения; общественного питания; средств развлечения; экскурсионные, транспортные;

- справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;

- первичные трудовые коллективы.

14. Видами профессиональной деятельности выпускников являются:

- предоставление турагентских услуг;

- предоставление туроператорских услуг;

- предоставлению услуг по сопровождению туристов;

- предоставлению экскурсионных услуг;

- управление функциональными подразделениями в организации.

15. Задачи профессиональной деятельности выпускников.

Предоставление турагентских услуг:

- определение и анализ потребностей заказчика;

- составление и анализ базы данных по туристским продуктам и их характеристикам, проведение маркетинга существующих предложений от туроператоров;

- обеспечение качественного обслуживания потребителей для осуществления турпоездки;

Предоставление туроператорских услуг:

- осуществление маркетинговых исследований, обработка информации и анализ результатов;

- работа с запросами клиентов, в том числе и иностранных;

- ведение документооборота с использованием информационных технологий и анализ проблем, возникающих во время тура.

П редоставлени е услуг по сопровождению туристов:

- определение особых потребностей тургруппы или индивидуального туриста и организация движения группы по маршруту;

-принятие решения в сложных и экстремальных ситуациях; взаимодействовать со службами быстрого реагирования;

- организаия досуга туристов и контроль качествапредоставляемых туристу услуг размещения и питания; контролировать качество предоставляемых туристам экскурсионных и сопутствующих услуг;

Предоставлению экскурсионных услуг:

- определение потребностей тургруппы или индивидуального экскурсанта и организация работ, необходимых для обеспечения проведения экскурсии;

- заключение договоров на обслуживание экскурсантов и ведение отчетов по установленной форме.

Управление функциональными подразделениями в организации:

- сбор информации о работе организации и отдельных её подразделений и составление плана работы подразделения;

- участие в рассчете основных финансовых показателей работы организации (подразделения) (себестоимость услуг, базовые налоги, финансовый результат деятельности организации, порог рентабельности);

16. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности 100201-«Туризм» среднего профессионального образования, подготовлен:

- к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по соответствующим и родственным направлениям подготовки высшего профессионального образования в ускоренные сроки:

- 600100-«Сервис»;

- 600200-«Туризм».

Глава 4. Общие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

17. Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по специальности.

Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по специальности, с учетом потребностей рынка труда.

Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, обязаны ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в соответствии с рекомендациями по обеспечению гарантии качества образования, заключающиеся:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;

- в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными организациями;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

18. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации,

Текущая аттестация студентов проводится в течение учебного семестра на основании модульно-рейтинговой системы оценивания, установленной образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования (утвержденной педагогическим советом).

Промежуточная аттестация студентов проводится в конце каждого семестра и по всем дисциплинам выставляются итоговые оценки (экзаменационные оценки) по итогам текущей аттестации в семестре.

Итоговая государственная аттестация выпускников состоит из следующих видов государственных аттестационных испытаний: итоговый экзамен по отдельной дисциплине, итоговый междисциплинарный экзамен по специальности и/или выпускная квалификационная работа.

К итоговой аттестации допускается выпускник, не имеющий академической задолженности и завершивший полный курс обучения, предусмотренный учебным планом.

Для текущей, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.

19. При разработке основной профессиональной образовательной программы должны быть определены возможности образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, в формировании социально-личностных компетенций выпускников. Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:

- сформировать свою социокультурную среду;

- создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;

- способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

20. Основная профессиональная образовательная программа образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла дисциплин. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает педагогический совет образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.

21. Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования, обязана:

- обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения;

- ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании основной профессиональной образовательной программы;

- разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

22. Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой, выбирать конкретные дисциплины.

23. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.

24. В целях достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

25. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственным образовательным стандартом с учетом специфики специальности не более 60 % общего объема, выделенного на изучение каждой учебной дисциплины.

26. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.

27. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 150 часов в год.

28. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Глава 5. Требования к основной профессиональной

образовательной программе

29. Выпускник по специальности 100201-«Туризм» в соответствии с целями основной профессиональной образовательной и задачами профессиональной деятельности, указанными в пунктах 11 и 15 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:

а) общими (ОК):

ОК1. Уметь организовать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК2. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, проявлять инициативу и ответственность;

ОК3. Осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК5. Уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК6. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) и их обучение на рабочем месте, за результат выполнения заданий;

ОК7. Управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменениям условий труда и технологий в профессиональной деятельности;

ОК8. Быть готовым к организационно-управленческой работе с малыми коллективами.

б) профессиональными (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Предоставление турагентских услуг:

ПК1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации;

ПК2. Информировать потребителя о туристских продуктах;

ПК3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта;

ПК4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя;

ПК5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы);

ПК6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю;

Предоставление туроператорских услуг:

ПК7. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта;

ПК8. Формировать туристский продукт и рассчитывать стоимость туристического продукта;

ПК9. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта

Предоставлению услуг по сопровождению туристов:

ПК10. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут и контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной;

ПК11. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте;

ПК-12. Инструктировать туристов о правилах поведения и обеспечивать безопасность туристов на маршруте;

Предоставлению экскурсионных услуг:

ПК13. Разрабатывать экскурсионную программу и подготавливать информационные материалы по теме экскурсий;

ПК14. Проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги;

Управление функциональными подразделениями в организации:

ПК15. Планировать деятельность подразделения, организовывать и контролировать деятельность подчиненных;

ПК16. Оформлять отчетно-планирующую документацию.

30. Основная профессиональная программа среднего профессионального образования предусматривает изучение следующих учебных циклов:

1) общегуманитарный цикл;

2) математический и естественнонаучный цикл;

3) профессиональный цикл;

и разделов:

4) практика;

5) итоговая государственная аттестация;

6) физическая культура.

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему Государственному образовательному стандарту (Приложение №1).

31. Каждый цикл дисциплин должен иметь базовую (обязательную) и вариативную части. Вариативная часть должна дать возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков студентов, определяемых содержанием дисциплин базовой части. Вариативная часть устанавливается средним профессиональным учебным заведением исходя из специфики, реализуемой профессиональной образовательной программы.

32. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности или направлению подготовки. К преподавательской деятельности допускаются лица, имеющие производственный стаж свыше десяти лет, а также лица, имеющие академическую степень бакалавра.

Доля штатных преподавателей к общему числу преподавателей образовательной программы должна составлять не менее 80 %. Соотношение преподаватель / студент должно быть не более 1:12.

33. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Образовательная программа образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, должна включать лабораторные практикумы и практические занятия (определяются с учетом формируемых компетенций).

Обеспеченность студентов учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу – 0,5 экземпляра на одного студента методические указания к лабораторным, практическим и курсовым работам – по 1 экземпляру на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.

Обязательные учебники и методические пособия определяются рабочими программами на основании требований ГОС СПО. В качестве учебников могут использоваться тиражированные экземпляры конспектов лекций, электронных учебников.

Учебная и учебно-методическая литература должны быть по:

- гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, изданная за последние 5 лет.

- математическим и естественно-научным, профессиональным и специальным дисциплинам, изданная за последние 10 лет.

Для применения дистанционных образовательных технологий электронное учебно-методическое обеспечение должно составлять 100%.

34. Образовательная организация, реализующая основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической подготовки студентов, предусмотренных учебным планом образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Полезная площадь на одного студента с учетом двухсменности занятий должна быть не менее 7 кв. м.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

а) кабинетов для реализации общеобразовательного цикла:

- Кыргызский язык и литература (учебные информационные стенды, наглядные пособия, словарь);

- Русский язык и литература (учебные информационные стенды, наглядные пособия, словарь);

- Иностранный язык (лингофонное оборудование, учебные информационные стенды, наглядные пособия, словарь, персональный компьютер с выходом в интернет (1:1));

- Математики (общие демонстрационные технические устройства, учебные информационные стенды, интерактивные пособия);

- История Кыргызстана (наглядные пособия);

- Манасоведение (наглядные пособия, “Манас” – все тома);

- Социально-экономические дисциплины (наглядные пособия);

- Информатика (компьютерное и мультимедийное оборудование с выходом в интернет (1:1), принтер, сканер, наушники);

- История (наглядные пособия);

- Физика (наглядные пособия, приборы);

- Химия (наглядные пособия, приборы);

- НВП (наглядные пособия);

б) кабинетов для реализации профессионального цикла:

- географии туризма (наглядные пособия, карта мира и Кыргызской Республики);

- турагентской и туроператорской деятельности;

- информационно-экскурсионной деятельности.

Лаборатории и тренинговые кабинеты:

- мультимедийная лаборатория иностранных языков;

- коммуникативных тренингов;

- информационно-коммуникационных технологий;

- делопроизводства и оргтехники;

- учебный (тренинговый) офис;

- учебная (тренинговая) фирма по предоставлению туристских услуг (турфирма).

Общие помещения:

- спортивный зал;

- открытый стадион широкого профиля;

- Библиотека (электронная библиотека, читальный зал с выходом в интернет (1:1));

- Актовый зал;

- Медпункт.

35. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются средним профессиональным учебным заведением с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года №470.



Приложение №1

Структура

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

по специальности 100201-"Туризм"

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость, кредиты (зачетные единицы)

1 год 10 мес.

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

1.

Общегуманитарный цикл

18

Базовая часть

15

Надпись: 14

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

знать:

- лексический (1000-1200 лексических единиц) и грамматический минимум по кыргызскому, русскому и иностранному языкам, необходимый для чтения, письма и перевода со словарем текстов профессиональной направленности; нормы официально-деловой письменной речи; основные способы переработки текстовой информации; - основные правила оформления деловых документов;

- произведения и биографию великих кыргызских писателей и поэтов;

- закономерности исторического развития Кыргызстана, его место в системе мирового сообщества;

- идею, содержание, героев эпоса «Манас» в жизни человека и общества; историю кыргызов в эпосе «Манас»; основные закономерности взаимодействия человека и общества; человека и природы;

уметь:

- логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь на кыргызском, русском и иностранным языках на профессиональные и повседневные темы; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; переводить со словарем тексты на кыргызском, русском и иностранном языках профессиональной направленности; - вести диалоги, монологи на кыргызском, русском и иностранном языках;

- выделять основную идею произведения, составлять тезисный план по творчеству писателей и поэтов, характеризовать главных героев;

- выявлять, анализировать причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса;

- объяснить место и значение эпоса «Манас» среди шедевров устного народного творчества, эпического наследия человечества; применять идеи эпоса «Манас» в процессе жизнедеятельности;

владеть:

Надпись: 15 - навыками культуры общения на кыргызском, русском и иностранном языках; эффективными методиками коммуникации; навыками лингвистического анализа различных текстов; навыками грамотного письма и устной речи на кыргызском, русском и иностранном языках;

- навыками анализа прочитанных произведений, способностями выделять тему, идею, композицию, сюжет произведения, анализировать действия героев;

- навыками работы с исторической литературой, исследования памятников и источников отечественной истории; методами и приемами анализа исторических явлений;

- навыками самостоятельной работы и самоорганизации; способностями применять полученными знаниями в процессе решения задач в образовательной и профессиональной деятельности

Кыргызский язык и литература

Русский язык

Иностранный язык

История Кыргызстана

Манасоведение

ОК1 – ОК8

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

3

2.

Математический и естественнонаучный цикл

6

Базовая часть

4

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

знать:

- основные способы математической обработки информации; принципы математических рассуждений и доказательств; системы счисления; методы математической статистики; основы алгебры и геометрии; основы современных технологий сбора, обработки и представления информации; стандартное программное обеспечение, необходимое в профессиональной деятельности; виды поисковых систем для нахождения необходимой информации; методы и средства поиска, систематизации и обработки общей и профессиональной информации; правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития.

уметь:

Надпись: 16 - применять математические методы для решения профессиональных задач; выполнять приближенные вычисления; проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследования, представлять полученные данные графически;

- использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации в профессиональной деятельности; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности; использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности;

владеть:

- основными методами математической обработки информации; методами математической логики; навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; навыками сбора и обработки информации в соответствующих сферах профессиональной деятельности

Профессиональная математика

Информатика

ОК1 – ОК8

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

2

3.

Профессиональный цикл

75

Базовая часть

60

Надпись: 17

В результате изучения базовой части цикла студент должен:

знать:

- теоретические основы деятельности туристских фирм;

- потребности человека и принципы их удовлетворения в деятельности организаций сервиса;

- сущность услуги как продукта;

- способы и формы оказания услуг, нормы и правила профессионального поведения и этикета;

- особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания;

-этику взаимоотношений в трудовом коллективе, в общении с потребителями;

- психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания.

- базовые положения математических (естественных, гуманитарных) экономических наук при решении профессиональных задач;

- основы организации туристской деятельности;

- правила организации туристских поездок, экскурсий;

- организации создания и реализации нового турпродукта, и туристической услуги;

- теоретические основы управления туристическими фирмами;

- функции менеджмента, формы управления предприятиями индустрии туризма;

- основы управления персоналом;

- теоретические основы маркетинга туристского предприятия;

- рынок туризма и его компоненты;

- особенности конкуренции;

- маркетинговые исследования;

- теорию и практику формирования и продвижения туристского продукта, соответствующего запросам потребителей.

- особенности жизненного цикла туристического продукта: этапы, маркетинговые мероприятия;

- особенности продаж туристических, гостиничных и дополнительных услуг

- специфику рекламы услуг турбизнеса и турпродукта;

- безопасность жизнедеятельности;

- основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопле­ния информации;

- технологию поиска информации в интернете;

- правовые аспекты, использования информационных технологий и программного обеспечения;

- основные понятия автоматизированной обработки информации;

- основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасно­сти.

- грамматику и лексику, историю и культуру страны изучаемого иностранного языка;

Надпись: 18 - правила речевого этикета;

- основы туристского районирования;

- основные закономерности размещение туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и КР;

- географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры;

- ведущие туристские центры, статистику, виды и направления развития туризма в изучаемых странах мира;

- профессиональные требования, предъявляемые к профессии аниматор;

- способы организации анимационной деятельности, видах и типах анимационных программ;

- принципы анимационной деятельности;

- правила организации туристских поездок, экскурсий;

- требования к организации и специфику спортивно-туристских походов различной категории сложности;

- правила проведения инструктажа туристской группы;

- правила техники безопасности при организации туристской поездки, экскурсии и туристского похода;

- правила организации обслуживания туристов в гостиницах и туристских комплексах;

- инструкции по технике безопасности при организации туристских поездок и походов;

- правила поведения туристов при пользовании различного вида транспорта;

- терминологию в области документационного обеспечения управления;

- нормативные документы, регламентирующие составление и оформление документов, и порядок работы с ними;

- правила составления и оформления организационно-распорядительных документов;

уметь:

- выполнять требования этики в профессиональной деятельности.

Надпись: 19 - ориентироваться в социальном пространстве, применять навыки коммуникативного общения в повседневной жизни;

- уметь достойно себя вести в общественных местах и на деловых приемах.

-находить и использовать необходимую экономическую информацию для развития в сфере туризма;

-осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

-выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;

-используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчет;

- использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;

пользоваться основными нормативно правовыми документами в сфере туризма;

- формировать туристский продукт; продвигать туристский продукт;

- применять системы бронирования услуг в туризме;

- работать с документами по оформлению различных туров;

- разрабатывать требования к поставщикам туристских услуг;

- оказывать визовую поддержку туристам;

- изучать рынки сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов туристского рынка;

- применять методы и технологии продаж туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей.

- изучать рынки сбыта, потребителей, клиентов, конкурентов в туристской индустрии;

- пользоваться средствами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Надпись: 20 своевременно применять средства защиты в соответствии со сложившейся ситуацией

- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

- использовать информационные ресурсы для поиска и хранения инфор­мации;

- обрабатывать текстовую и табличную информацию;

- использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;

- создавать презентации;

- применять антивирусные средства защиты информации;

- применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации в соответствии с изучаемыми про­фессиональными модулями;

- применять методы и средства защиты информации;

- устанавливать контакт с собеседником (представиться, рассказать о своей профессиональной деятельности, о своей работе);

- воспринимать на слух профессиональную речь;

- работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению;

- собирать информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и Кыргызстана

- разрабатывать новые экскурсии и экскурсионные программы;

- разрабатывать технологическую документацию экскурсий

- проводить инструктаж туристов

- обращаться за помощью в сопутствующие службы при наступлении чрезвычайных ситуаций;

- оформлять отчет о туристской поездке;

- проверять документы, необходимые для выхода группы на маршрут

- составлять и правильно (в соответствии с действующими нормативными документами) оформлять основные виды организационно-распорядительных документов;

- выполнять определенные виды работ по организации работы с документами в учреждениях.

владеть:

Надпись: 21 - навыками поведения в определённых ситуациях и общения с различными группами людей на различных уровнях в личной и деловой сфере;

- навыками работы в контактной зоне с потребителем;

- навыками обслуживания туристов.

- навыками деловых коммуникаций и работы команде;

- навыками формирования и продвижения туристского продукта, соответствующего запросам потребителей;

- приемами эффективных продаж туристского продукта, рекламы.

- знаниями основ о защитных мерах стратегии безопасности жизнедеятельности, а также знаниями основных особенностей каждого из структурных уровней системы безопасности человека и умением находить оптимальные решении для организации и достижения на этих уровнях высокой эффективности жизнедеятельности людей.

- различными методами обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

- методами компьютерной обработки информаций;

- методами поиска информации, в глобальных компьютерных, сетях;

- методами соблюдения требований информационной безопасности.

- методиками работы со статистическими материалами;

- современными технологиями для поиска, интерпретации и презентации туристско-географической информации.

- навыками обработки информационного материала

- навыками организации работы с документами в учреждениях.

Основы экономической теории

Экономика в туризме

Информационные технологии профессиональной деятельности

Основы статистики

Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

Безопасность жизнедеятельности

Документационное обеспечение управления

География туризма

Этикет и сервис

Экскурсионная деятельность

Основы менеджмента

Основы маркетинга

Основы туроператорской и турагентской деятельности

ОК1 – ОК8,

ПК1 – ПК16

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

15

4.

Практики (практические умения и навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

15

5.

Итоговая государственная аттестация

6

5.1

Государственный экзамен по Истории Кыргызстана

1

Надпись: 22 5.2

Итоговый междисциплинарный экзамен и / или выпускная квалификационная работа

5

6.

Физическая культура (по 2 часа в неделю в указанных семестрах)

3-5 семестры

Общая трудоемкость образовательной программы

120

Курсовые работы и проекты по дисциплинам

Семестр

Экскурсионная деятельность (курсовая работа)

5

Основы туроператорской и турагентской деятельности (курсовая работа)

6


Приложение №2

Примерный учебный план

среднего профессионального образования

специальность: 100201-"Туризм"

квалификация: специалист по туризму

нормативный срок обучения: 1 год 10 месяцев

п/п

Наименование учебных дисциплин

(в том числе практик)

Общая трудоем-кость

Примерное распределение по семестрам

в кредитах

в часах

3 семестр

4 семестр

5 семестр

6 семестр

Количество недель

15-18

15-18

12-18

9-18

1.

Общегуманитарный цикл

18

540

Базовая часть

15

450

Кыргызский язык и литература

3

90

x

Русский язык

3

90

x

Иностранный язык

3

90

x

История Кыргызстана

4

90

x

Манасоведение

2

60

x

Вариативная часть

3

90

x

ИТОГО:

18

540

2.

Математический и естественнонаучный цикл

6

180

Базовая часть

4

120

Профессиональная математика

2

60

x

Информатика

2

60

x

Вариативная часть

2

60

x

ИТОГО:

6

180

3.

Профессиональный цикл

75

2250

Базовая часть

60

1800

Основы экономической теории

4

120

x

Экономика в туризме

4

120

x

Информационные технологии профессиональной деятельности

4

120

х

Основы статистики

3

90

х

Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

12

360

х

х

Безопасность жизнедеятельности

3

90

x

Документационное обеспечение управления

3

90

x

География туризма

4

120

x

Этикет и сервис

4

120

x

Экскурсионная деятельность (курсовая работа)

4

120

х

Основы менеджмента

4

120

х

Основы маркетинга

3

90

х

Основы туроператорской и турагентской деятельности (курсовая работа)

8

240

х

х

Вариативная часть

15

450

x

x

x

x

ИТОГО:

75

2250

4.

Физическая культура*

2ч в нед

5.

Практика**

15

450

x

x

6.

Итоговая государственная аттестация***

6

180

x

x

Количество экзаменов (максимум)

8-10

8-10

8-10

8-10

Количество курсовых работ/проектов

1

1

Общая трудоемкость основной профессиональной образовательной программы

120

3600

30

30

30

30

(*) физическая культура в общую трудоемкость не входит

(**) количество и виды практик по специфике специальности спуза

(***) итоговая государственная аттестация по усмотрению спуза


Настоящий стандарт по специальности 100201-"Туризм" разработан Учебно-методическим советом по разработке ГОС СПО при базовом образовательном учреждении – Колледже экономики и сервиса Кыргызского экономического университета имени М. Рыскулбекова.

Председатель УМС , проректор по учебной работе КЭУ им. М.Рыскулбекова

Турсуналиева Д.М.

Заместитель председателя УМС , директор колледжа экономики и сервиса КЭУ им. М.Рыскулбекова

Узбекова Г.А.

Ответственный секретарь , преподаватель ПМК “Экономика, менеджмент и туризм”

Кубанычбекова А.А.

Члены УМС:

1

Зав. кафедрой “Сервис”

Островская Е.С.

2

Доцент кафедры “ Туризм, гостеприимство и предпринимательство”

Кочкорбаева М.Д.

3

Преподаватель ПМК “Экономика, менеджмент и туризм”

Атышова Ж.И.

4

Директор колледжа Академии туризма

Омуралиева А.М.

5

Зав. кафедрой “ Туризм, гостеприимство и предпринимательство”

Чубурова Ж.Т.

6

Преподаватель ПМК “Экономика, менеджмент и туризм”

Кыдыралиева М. Э.

7

Ассоциация туризма КР

Токталиев Т.Ш.

8

Менеджер в турфирме « Kyrgyz Concept »

Абдраимова Р. К.

9

Менеджер в отеле “Достук”

Кудайбергенова М.О.