4. 190604 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УТВЕРЖДЕН

Министерством образования и

науки Кыргызской Республики

Приказ №__________________

от « » 20 19 г.

Регистрационный

номер ______________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кыргызской Республики

Специальность: 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта»

Квалификация – техник

Бишкек2019

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Государственный образовательный стандарт по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» среднего профессионального образования Кыргызской Республики (далее – Государственный образовательный стандарт) разработан учебно-методическим советом при базовом среднем профессиональном учебном заведении - Бишкекском автомобильно-дорожном колледже имени К.Кольбаева в соответствии с Законом "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в области образования.

2. В настоящем Государственном образовательном стандарте используются следующие понятия:

- основная профессиональная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и организацию реализации образовательного процесса по соответствующей специальности;

- цикл дисциплин - часть образовательной программы или совокупность учебных дисциплин, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

- компетенция - динамичная комбинация личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия профессиональной деятельностью в соответствующей области;

- кредит (зачетная единица) - условная мера трудоемкости основной профессиональной образовательной программы;

- результаты обучения – компетенции, приобретенные в результате обучения по основной образовательной программе/модулю.

Выполнение настоящего Государственного образовательного стандарта является обязательным для всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм.

Глава 2. Область применения

3. Настоящий Государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность норм, правил и требований, обязательных при реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и является основанием для разработки учебной организационно-методической документации, оценки качества освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования всеми образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, имеющими лицензию и аккредитацию на территории Кыргызской Республики.

4. Основными пользователями Государственного образовательного стандарта по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» являются:

- администрация и педагогический состав образовательных организаций, имеющие право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности;

- студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению основной профессиональной образовательной программы по данной специальности;

- объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере профессиональной деятельности;

- учебно-методические советы, обеспечивающие разработку основных профессиональных образовательных программ по поручению уполномоченного государственного органа в сфере образования Кыргызской Республики;

- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие финансирование среднего профессионального образования;

- уполномоченные государственные органы в сфере образования, обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе среднего профессионального образования, осуществляющие аккредитацию и контроль качества в сфере среднего профессионального образования.

Глава 3. Общая характеристика специальности

5. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» :

- очная;

- очно-заочная (вечерняя);

- заочная.

6. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» при очной форме обучения составляет не менее 1 года 10 месяцев. В случае реализации данной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования установленный нормативный срок освоения увеличивается на 1 (один) год.

7. При реализации общеобразовательной программы среднего общего образования (10-11 классов), интегрированной в программу среднего профессионального образования, документ (аттестат) о среднем общем образовании не выдается, а оценки по предметам выставляются в документ (диплом) о среднем профессиональном образовании.

8. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

- аттестат о среднем общем образовании;

- свидетельство об основном общем образовании.

9. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) и заочной и формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются средним профессиональным учебным заведением на шесть месяцев относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.

Иные нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования утверждаются отдельным нормативным правовым актом.

10. Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по очной форме обучения составляет не менее 120 кредитов (зачетных единиц). Трудоемкость одного учебного семестра равна не менее 30 кредитам (зачетным единицам) (при двухсеместровой организации учебного процесса).

Один кредит (зачетная единица) равен 30 часам учебной работы студента (включая аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).

Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, за учебный год составляет не менее 45 кредитов (зачетных единиц).

11. Цели основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в области обучения и воспитания личности.

В области обучения целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» является подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение среднего профессионального образования в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

В области воспитания личности целью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» является:

- целеустремленность и организованность;

- трудолюбие и ответственность;

- гражданственность, коммуникативность и толерантность;

- повышение общей культуры.

12. Область профессиональной деятельности выпускников специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» включает в себя области техники, связанные с эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей различного назначения (грузовых, пассажирских, специальных и специализированных), их агрегатов, систем и элементов.

13. Объектами профессиональной деятельности выпускников специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» являются:

- автотранспортные предприятия и организации,

- владельцы транспортных средств всех форм собственности.

- организация работы коллектива исполнителей;

- проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта;

- диагностика и контроль технического состояния автомобильного транспорта;

- применение компьютерных и телекоммуникационных средств.

14. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник:

- организационно-управленческая:

- конструкторская -технологическая:

- производственно-технологическая:

15. Задачи профессиональной деятельности выпускников в соответствии с видами профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая:

планирование и организация производственных работ; организация безопасного ведения работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта; работа с клиентурой; выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества работ; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности.

- конструкторская -технологическая:

проектирование участков и цехов автотранспортных предприятий.

- производственно-технологическая:

проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта; эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий; наладка и эксплуатация оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств; осуществление технического контроля при эксплуатации автотранспорта; участие в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта транспорта и транспортного оборудования.

16. Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» подготовлен:

- к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования;

- к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению высшего профессионального образования 670200 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 670300 «Технология транспортных процессов» в ускоренные сроки.

Глава 4. Общие требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы

17. Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, самостоятельно разрабатывают основную профессиональную образовательную программу по подготовке данной специальности. Основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе соответствующего Государственного образовательного стандарта по специальности, с учетом потребностей рынка труда.

Образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования, обязаны ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы, в соответствии с рекомендациями по обеспечению гарантии качества образования, заключающихся:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев;

- в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, в контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых;

- в регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

18. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать их текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестации, которая осуществляется в двух направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 190503 - «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта за исключением водного)»

Текущая аттестация студентов проводится в течение учебного семестра на основании модульно-рейтинговой системы оценивания, установленной образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования (утвержденной педагогическим советом).

Промежуточная аттестация студентов проводится в конце каждого семестра и по всем дисциплинам выставляются итоговые оценки (экзаменационные оценки) по итогам текущей аттестации в семестре.

Итоговая государственная аттестация выпускников состоит из следующих видов государственных аттестационных испытаний: итоговый государственный экзамен по отдельной дисциплине, разработка и защита выпускной квалификационной работы.

К итоговой аттестации допускается выпускник, не имеющий академической задолженности и завершивший полный курс обучения, предусмотренный учебным планом.

Для текущей, промежуточной аттестации студентов и итоговой аттестации выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы создаются базы оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, модульные тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования.

19. При разработке основной профессиональной образовательной программы должны быть определены возможности образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего профессионального образования, в формировании социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера). Образовательная организация, реализующая образовательную программу среднего профессионального образования обязана:

- сформировать свою социокультурную среду;

- создать условия, необходимые для всестороннего развития личности;

- способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

20. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла дисциплин. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает педагогический совет среднего профессионального учебного заведения.

21. Среднее профессиональное учебное заведение обязано:

- обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения;

- ознакомить студентов с их правами и обязанностями при формировании основной профессиональной образовательной программы;

- разъяснить, что избранные студентами дисциплины становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.

22. Студенты имеют право в пределах объема учебного, отведенного на освоение дисциплин по выбору студента, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой, выбирать времени конкретные дисциплины.

23. Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения.

24. В целях достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

25. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 45 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

Объем аудиторных занятий в неделю при очной форме обучения определяется Государственного образовательного стандарта с учетом специфики данной специальности не более 60% от общего объема, выделенного на изучение каждой дисциплины.

26. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 16 часов в неделю.

27. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 150 часов в год.

28. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Глава 5. Требования к основной профессиональной

образовательной программе

29. Выпускник специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» с присвоением квалификации «техник» в соответствии с целями основной профессиональной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пунктах 11 и 15 настоящего Государственного образовательного стандарта, должен обладать следующими компетенциями:

а) общими:

ОК1 - уметь организовать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК2 - решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, проявлять инициативу и ответственность;

ОК3 - осуществлять поиск, интерпретацию и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК4 - использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК5 - уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;

ОК6 – брать ответственность за работу членов команды (подчиненных) и их обучение на рабочем месте, за результат выполнения заданий;

ОК7 - управлять собственным личностным и профессиональным развитием, адаптироваться к изменениям условий труда и технологий в профессиональной деятельности;

ОК8 – быть готовым к организационно- управленческой работе с малыми коллективами.

б) профессиональными (ПК):

производственно-технологическая деятельность :

ПК1 - способен организовать техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

ПК2 - владеет знаниями для выбора узлов и агрегатов автомобиля для замены в процессе эксплуатации автомобильного транспорта;

ПК3 - готов к участию в обеспечении экологической безопасности эксплуатации, хранения, обслуживания, ремонта автомобильного транспорта и транспортного оборудования;

конструкторско-технологическая деятельность :

ПК4 - владеет знаниями по проектированию участков автотранспортных предприятий;

организационно-управленческая деятельность:

ПК5 - способен организовать работу коллектива исполнителей, планирование и организацию производственных работ;

ПК6 способен работать с клиентурой;

ПК 7 - осуществляет контроль качества работ;

ПК 8 – способен к участию в оценке экономической эффективности производственной деятельности, выборе рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;

ПК 9 - способен к обеспечению техники безопасности на производственном участке;

ПК10 – способен проводить монтаж и наладку оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортной техники;

ПК11 – способен обеспечивать эксплуатацию автомобильного транспорта, используемого в отраслях народного хозяйства, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

30. Основная профессиональная программа среднего профессионального образования предусматривает изучение следующих учебных циклов:

1) общегуманитарный цикл;

2) математический и естественнонаучный цикл;

3) профессиональный цикл;

и разделов:

4) практика;

5) итоговая государственная аттестация;

6) физическая культура.

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему макету.

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается в соответствии со структурой, прилагаемой к настоящему макету.

31. Каждый цикл дисциплин имеет базовую и вариативную части. Вариативная часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием дисциплин базовой части. Вариативная часть устанавливается средним профессиональным учебным заведением исходя из специфики реализуемой профессиональной образовательной программы.

Практика представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации основной профессиональной образовательной программы специальности предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Руководство практикой осуществляется преподавательским составом среднего профессионального учебного заведения. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются средним профессиональным учебным заведением по каждому виду практики.

32. Реализация основной профессиональной образовательной программы подготовки техников, должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности или направлению подготовки. Преподаватели не имеющие педагогическое образование должны пройти курсы повышения квалификации по основам педагогики, психологии и методикам преподаваниям.

Доля штатных преподавателей к общему числу преподавателей образовательной программы должна составлять не менее 80 %. Соотношение преподаватель / студент – не более 1:12.

33. Реализация основной профессиональной образовательной программы специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы. Образовательная программа образовательной организацией, реализующей программы среднего профессионального образования, должна включать лабораторные практикумы и практические занятия (определяются с учетом формируемых компетенций).

Обеспеченность студентов учебной литературой и/или электронной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0,5 экземпляра на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы, материалы профессионально-ориентированных периодических изданий.

По гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в образовательном процессе должна использоваться учебная и учебно-методическая литература за последние 5 лет, по математике и естественно-научным дисциплинам за последние 10 лет, по профессиональным и специальным дисциплинам за последние 10 лет.

34. Образовательная организация, реализующая основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической подготовки студентов, предусмотренных учебным планом образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Нормативное значение полезной площади на 1 студента (кв.м) с учетом 2-сменности занятий должно составлять – 7 кв.м.

Минимальный перечень кабинетов, лабораторий и других помещений

Кабинеты: социально-гуманитарных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, кыргызского (русского) языка, иностранного языка, математики и информатики, кабинеты дисциплин профессионального цикла.

Лаборатории: информатики и информационно-коммуникационных технологий, профессионального цикла.

Спортивный зал, открытый стадион широкого профиля.

Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет, актовый зал.

35. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются средним профессиональным учебным заведением с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 июля 2012 года № 470.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

кабинетов, лабораторий, мастерских

по специальности 190604 - «Техническое обслуживание и ремонт

автомобильного транспорта»

Кабинеты:

социально-экономических дисциплин,

русского языка и литературы, иностранного языка,

математики и информатики,

инженерной графики,

правила и безопасности дорожного движения,

экономики и менеджмента,

БЖД и охраны труда,

устройства автомобилей,

технического обслуживания автомобилей,

ремонта автомобилей,

подготовки к итоговой аттестации, методический.

Лаборатории:

технической механики,

электротехники и электроники,

материаловедения,

метрологии, стандартизации и сертификации,

двигателей внутреннего сгорания,

электрооборудования автомобилей,

автомобильных эксплуатационных материалов,

устройства автомобилей,

технического обслуживания автомобилей,

ремонта автомобилей,

ПДД.

Мастерские:

слесарные,

токарно-механические,

кузнечно-сварочные,

демонтажно-монтажные.

Учебный гараж.

Спортивный комплекс:

спортивный зал, открытый стадион широкого профиля.

Настоящий Государственный образовательный стандарт по специальности 190604 - « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» рассмотрен на заседании учебно-методического совета по разработке Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования при базовом среднем профессиональном учебном заведении - Бишкекском автомобильно-дорожном колледже имени К.Кольбаева.

Председатель учебно-методического

совета при базовом среднем

профессиональном учебном заведении,

директор Бишкекского автомобильно-

дорожного колледжа имени К.Кольбаева,

кандидат технических наук ________________ Алымкулов А.Ш.


Таблица 1

Структура

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

Учебные циклы и проектируемые

результаты их освоения

Трудоемкость

(кредиты)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий

Коды

формируемых компетенций

1.

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ

18

Базовая часть

15

В результате обучения базовой части цикла студент должен:

знать:

лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода со словарем текстов профессиональной направленности; наследие кыргызского народа; устное народное творчество; произведения, в которых описывается трудовая деятельность человека, нравственные качества человека, толерантное отношение друг к другу;

- различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода со словарем текстов профессиональной направленности;

лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода со словарем иностранных текстов профессиональной направленности;

- сущность и причины междоусобных конфликтов кыргызов и их последствия в развитии кыргызского народа; причины и последствия присоединения кыргызов в состав России; содержание советского периода развития истории кыргызов; этапы формирования и развития кыргызской государственности; основные направления развития ключевых исторических событий на рубеже веков (20-21 вв.); особенности современного развития Кыргызстана и мира; сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце 20- начале 21 в.;

социально-экономическое, политическое и культурное развитие суверенного Кыргызстана; основные процессы интеграционных, поликультурных, миграционных и иных аспектов развития современного Кыргызстана; исторические и современные карты Кыргызстана; политическую карту мира;

- значение эпоса «Манас» как источника по истории кыргызской государственности; материалы эпоса «Манас» как источника по изучению духовной культуры кыргызского народа; историко-этнографические аспекты изучения эпоса «Манас»; исследования эпоса «Манас» до 1917 г., эпос «Манас» в работах историков- археологов и этнографов в современный период; о мировом значении эпоса «Манас», как духовной ценности кыргызского народа; эпос «Манас» как культурное наследие кыргызского народа: манасчы и манасоведы; содержание сюжета трилогии эпоса «Манас», «Семетей», «Сейтек».

уметь:

-общаться устно и письменно на кыргызском языке на профессиональные и повседневные темы; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь; пополнять словарный запас; применять полученные знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности; переводить со словарем кыргызские тексты профессиональной направленности; высказывать свое мнение, использовать нравственные принципы героев произведений в жизни;

- общаться устно и письменно на русском языке на профессиональные и повседневные темы; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь; строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; пополнять словарный запас; применять полученные знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности; переводить со словарем русские тексты профессиональной направленности; анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

-общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить со словарем иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

-ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в Кыргызстане и мире; выявлять взаимосвязь республиканских, региональных, мировых социально- экономических, политических и культурных проблем;

-объяснить особое место и значение эпоса «Манас» среди шедевров устного народного творчества, эпического наследия человечества, его вклад в сокровищницу мировой культуры; рассказать отрывок из трилогии «Манас», «Семетей», «Сейтек»; возрождать национальные традиции кыргызов, идущие со времен Манаса;

владеть:

- устной и письменной речью на кыргызском языке; речевым этикетом, принятым в обществе;

- устной и письменной речью на русском языке; речевым этикетом, принятым в обществе; основными грамматическими правилами по составлению словосочетаний, простых и сложных предложений; формами речевого этикета, основные обороты и выражения для ведения беседы в различных речевых ситуациях; основными понятиями культуры речи;

-способностью к деловым коммуникациям на иностранном языке; навыками грамотного письма и устной речи;

-историческими фактами и событиями развития Кыргызстана; способностями применения полученных знаний в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

- применением идей эпоса «Манас» в практической жизнедеятельности.

Кыргызский язык и литература

Русский язык

Иностранный язык

История Кыргызстана

Манасоведение

ОК1-

ОК8

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

3

2.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ

6

2.1.

Базовая часть

4

2.1.1.

В результате обучения базовой части цикла студент должен:

знать:

- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления;

-правила техники безопасности и гигиенические требования при работе с информационно-коммуникативными средствами; сущность информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники;

компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации;

методы защиты информации; основные понятия автоматизированной обработки информации; программные продукты и пакеты прикладных программ;

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; решать прикладные задачи с использованием элементов дифференциального и интегрального исчисления; решать простейшие задачи, используя элементы теории вероятности; находить аналитическое выражение производной по табличным данным; совершать арифметические операции над матрицами; находить определитель матрицы; решать системы уравнений методами Крамера, Гаусса, методом обратной матрицы;

-работать с ОС Windows; создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий; использовать изученные прикладные программные средства.

владеть:

навыками решения простейших уравнений методом Крамера и Гаусса, выполнения простейших операций с матрицами;

-навыками работы на ПК; в сети Интернет; с текстовыми документами и таблицами.

2

Профессиональная математика;

Информатика.

ОК2-3

Вариативная часть на усмотрение (знания, умения, навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

2

3.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

75

Базовая часть

60

В результате обучения базовой части цикла студент должен:

знать :

- правила оформления чертежей; геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей; проекционное черчение; правила разработки и оформления конструкторской документации; категории изображений на чертеже: виды, разрезы, сечения; сборочный чертеж, деталирование сборочного чертежа;

- основы теоретической механики: статистика: аксиомы статистки, плоская и пространственная система сил; основные понятия кинематики: кинематика точки и твердого тела, динамика: аксиомы динамики; движение материальной точки; силы инерции;

-трение: работа и мощность: сопротивление деформации упругие и пластические; силы внешние и внутренние; метод сечения; растяжение и сжатие: расчеты на срез и смятие; кручение; изгиб; устойчивость сжатых стержней; детали механизмов и машин; элементы конструкций характеристики механизмов и машин; - электрическое поле, постоянный и переменный ток, виды соединений электрической цепи: последовательное, параллельное, смешанное соединения; магнитное поле; электроизмерительные приборы, трансформаторы; полупроводниковые приборы;

- физико-химические основы материаловедения; строение и свойства материалов; методы измерения параметров и свойства материалов; области применения материалов; физические, механические свойства и служебные характеристики материалов;

- основы теории движения автомобиля; психологические основы труда водителя; профессиональную надежность и этику поведения водителя; требования к безопасности, конструкцию и техническое состояние автомобиля; обеспечение безопасности движения при управлении автомобилем в различных условиях;

- правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты метрологии, стандартизации и сертификации; основные понятия и определения; метрологические службы, обеспечивающие единство измерений; государственный метрологический контроль и надзор; метрологическая поверка средств измерений; стандартизация: основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством; использование государственной системы стандартизации Кыргызской Республики, - основные физические свойства жидкостей и газов; основы кинематики жидкости и газов; основы гидро- и пневмопривода: структуру и типовые схемы, внешние характеристики устройства, принцип действия и область применения шестеренных гидромоторов и насосов;

- эксплуатационные свойства автомобилей: основные положения, понятия и определения; проходимость автомобиля; показатели оценки; влияние на проходимость конструктивных и эксплуатационных факторов; силы, действующие на автомобиль; движущую силу и силу сопротивления движению автомобиля; управляемость автомобиля: оценочные показатели и методики определения; топливная экономичность автомобиля; факторы, влияющие на расход топлива двигателем и автомобилем; тормозные свойства автомобиля; тягово-скоростные свойства автомобиля: нормативные документы, оценочные показатели и методика их определения; боковое скольжение на вираже; боковое опрокидывание; силы, действующие на автомобиль при торможении, уравнение движения автомобиля при торможении; устойчивость движения автомобиля; плавность хода автомобиля;

- устройство автомобиля: классификацию автомобилей и их основные агрегаты; назначение, устройство и работу агрегатов, механизмы, системы и детали базовых моделей автомобилей; взаиморасположение деталей, узлов, механизмов, систем на автомобиле;

- основы технического обслуживания подвижного состава автомобильного транспорта; термины и определения по техническому обслуживанию автомобилей; положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта; - виды эксплуатационных материалов, их физические и химические свойства, способы их получения; важнейшие эксплуатационные свойства, маркировки, область применения, ассортимент, показатели качества материалов;

- диагностические параметры технического состояния автомобилей; методы и средства диагностики технического состояния автомобилей;

- диагностические параметры технического состояния автомобилей; методы и средства диагностики технического состояния автомобилей;

- общие положения по организации и технологии ремонта автомобилей; виды и методы ремонта; организацию производственного процесса капитального ремонта машин и технологическую документацию; общий технологический процесс ремонта автомобилей; классификацию способов восстановления деталей автомобилей; - задачи услуг автосервиса и технологические процессы на СТОА;

уметь:

- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; - пользоваться терминологией, принятой в различных разделах технической механики; выбирать аналоги и прототипы конструкций при проектировании; выполнять инженерные расчёты и конструировать несложные типовые механические устройства, обеспечивая их работоспособность; - использовать электроизмерительные приборы: электронные выпрямители, электронные генераторы, измерительные приборы и электоприборы; - характеризовать различные виды сырья, используемого для производства материалов, определять вид материала и показатели основных свойств, нормируемых техническими требованиями, использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач;

- обеспечивать безопасность движения при управлении автомобилем в различных условиях; управлять автомобилем в ограниченном пространстве, на перекрестках, пешеходных переходах, в плотном транспортном потоке;

- оценивать систему качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;

- объяснить принцип действия, устройство роторных гидромоторов, в т.ч. пластинчатых, поршневых, радиальных и аксиальных; объяснить конструктивные особенности, назначение гидроцилиндров; объяснить жесткие и гибкие соединительные устройства, уплотнение подвижных соединений исполнительных органов: пневмонасосов, вентиляторов, компрессоров, ресиверов и пневмоцилиндров;

- теоретически определять показатели эксплуатационных свойств автомобиля;

- анализировать влияние конструкции автомобиля на безопасность движения; оценивать характерные неисправности; - разрабатывать технологию технического обслуживания автомобилей; проектировать основы производственных зон и участков автотранспортных предприятий; рассчитывать производственную программу по техническому обслуживанию автотранспортного предприятия или станции технического обслуживания автомобилей;

- оценивать качество материалов и факторы, влияющих на их экономное расходование; - определять современными диагностическими средствами (стендами, оборудованием, приборами) и технологиями компьютерной диагностики неисправности автомобилей и тракторов;

- определять современными диагностическими средствами (стендами, оборудованием, приборами) и технологиями компьютерной диагностики неисправности автомобилей и тракторов;

- рационально выбирать способы ремонта типовых деталей и его экономическую эффективность; разрабатывать типовые технологические процессы ремонта деталей автомобилей, агрегатов, узлов и систем; - анализировать рынок автосервисных услуг; планировать деятельность СТОА; оценивать деятельность СТОА; организовывать ОТ и ТБ на предприятиях автосервиса.

владеть:

- знаниями решения графических задач для выполнения схем по специальности, а также методы и приемы инженерной графики;

- основными приемами классификации и идентификации состава, структуры и свойств неорганических и органических материалов; - основными методами, способами и средствами планирования и реализации обеспечения транспортной безопасности; навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; основами теории управления автомобилем; знаниями правил регистрации автотранспортных средств и характеристиками дорожных знаков;

- работать с измерительными приборами;

- теоретическими знаниями решения технических проблем и задач гидравлики;

- методами теоретического и математического определения показателей эксплуатационных свойств автомобилей;

- теоретическими навыками о назначении устройства и принципах работы механизмов и систем автомобилей;

- основами проектирования и расчета производственных зон и участков автотранспортных предприятий; основами производственной программы по техническому обслуживанию автотранспортного предприятия или станции технического обслуживания автомобилей;

- методами, определения показателей качеств эксплуатационных материалов автомобилей;

- навыками работы на компьютерной диагностике;

- технологическими процессами ремонта деталей автомобилей, агрегатов, узлов и систем с различными сварочно-наплавочными, гальваническими работами и работы с применением синтетических материалов;

- опытом работы с новейшим информационным обеспечением СТОА.

Инженерная графика

Техническая механика

Общая электротехника и электроника Материаловедение Правила и безопасность дорожного движения Метрология,

стандартизация и сертификация Гидравлические и пневматические системы автомобилей Эксплуатационные свойства автомобилей Устройство автомобилей Техническое обслуживание автомобилей Автомобильные эксплуатационные материалы Диагностика автомобилей Ремонт автомобилей Автосервис

ПК1-

ПК11

ОК1-

ОК6

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

15

4.

ПРАКТИКА (практические умения, навыки определяются основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального учебного заведения)

15

5.

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

6

6.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Всего за весь период обучения:

120

Курсовые работы и проекты


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

среднего профессионального образования базового уровня по специальности:

190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Квалификация – техник

Форма обучения – очная,

Нормативный срок обучения: на базе среднего общего образования – 1 год 10 мес.

Индекс

Элементы учебного процесса, учебные дисциплины

общая трудоемкость

Примерное распределение по семестрам

в кредитах

в часах

3 сем.

4 сем.

5 сем.

6 сем.

15-18

15-18

12-18

9-18

1

2

3

4

5

6

7

8

1. ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ - 18 кредит (18*30=540ч.)

1.1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ - 16 кредит (16*30=480ч)

1.1.1.

Кыргызский язык и литература

3

90

*

1.1.2.

Русский язык

3

90

*

1.1.3.

Иностранный язык

3

90

*

1.1.4.

История Кыргызстана

4

120

*

1.1.5.

Манасоведение

2

60

*

ИТОГО:

15

450

1.2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ - 2 кредит( 2*30=60ч)

ИТОГО по 1 циклу:

18

540

2. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ - 6 кредит (6*30=180ч)

2.1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ - 4 кредит (4*30=120ч)

2.2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ - 2 кредит( 2*30=60ч)

ИТОГО по 2 циклу:

6

180

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ - 75 кредит (75*30=2250ч)

3.1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ - 60 кредит (60*30=1800ч)

3.1.1.

Инженерная графика

4

120

*

3.1.2.

Техническая механика

4

120

*

3.1.3.

Общая электротехника и электроника

3

90

*

3.1.4.

Материаловедение

4

120

*

3.1.5.

Правила и безопасность дорожного движения

7

210

*

3.1.6.

Метрология, стандартизация и сертификация

2

60

*

3.1.7.

Гидравлические и пневматические системы автомобилей

3

90

*

3.1.8.

Эксплуатационные свойства автомобилей

4

120

*

3.1.9.

Устройство автомобили

8

240

*

*

3.1.10.

Техническое обслуживание автомобилей

7

210

*

3.1.11.

Автомобильные эксплуатационные материалы

2

60

*

3.1.12.

Диагностика автомобилей

3

90

*

3.1.13.

Ремонт автомобилей

4

120

*

3.1.14.

Автосервис

5

150

*

*

ИТОГО:

60

1800

3.2. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ - 15 кредит (15*30=450ч.)

3.

ИТОГО по 3 циклу:

75

2250

Базовая часть

60

1800

Вариативная часть

15

450

ИТОГО теоретического обучения:

99

2970

4.

Физическая культура(*)

2ч в нед

5.

Практика(**)

15

450

6.

Итоговая государственная аттестация (***)

6

180

Количество экзаменов(макс)

8-10

8-10

8-10

8-10

Количество курсовых работ/проектов

Общая трудоемкость основной образовательной программы

120

3600

30

30

30

30

(*) физическая культура в общую трудоемкость не входит

(**)количество и виды практик по специфике специальности спуза

(***) итоговая государсвтенная аттестация по усмотрению спуза