Силлабусы

Министерство образования и науки Кыргызской Республики

Ошский государственный университет

«Утверждаю» «Согласовано»

Декан мед. факультета ОшГУ УМС медицинского факультета

профессор Арстанбеков М.А. Шукуров С.

«___» ______________ 20 ____ г. «___» ______________ 20 ____ г.

Рассмотрено на заседании кафедры экстремальной медицины и БЖД.

Протокол № ____ от «____» _____________ 2015 ___ г.

Зав. кафедрой к.м.н, доцент Ч. Мамажакып уулу

Программа обучения студентов

( Syllabus )

По дисциплине Военно-медицинская подготовка

Для специальности: Лечебное дело, педиатрия, стоматология, медико-профилактическое дело, фармация

Форма обучения - очная

Всего____ кредитов

Курс 3

Семестр 5

Лекций 30 часов

Семинарских 45 часов

Количества рубежных контролей (РК)_________

СРС - 75 часов

Зачет - 5 семестр

Всего аудиторных часов 75

Всего внеаудиторных часов 75 Обшая трудоемкость 150 часов

Силлабус составлен на основании: ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дисциплина: Военно-медицинская подготовка.

Код :

3. Кафедра экстремальная медицина и безопасной жизнедеятельности

Преподаватель _______________________________________, общий стаж _____ лет,

педагогический стаж _____ лет,

4. Контактная информация: Просп. Масалиева, корпус факультета педагогики и физической культуры (торец здания), ауд.№ ___. Время пребывания на кафедре по расписанию занятий.

Контактные телефоны: ________________________________________________________

5. Количество кредитов _________

6. Семестр ____________________

Сетка чесов по учебному плану:

Наименование дисциплины

Количество часов

СРС

Отчётность

Всего

Аудиторные занятия

Ауд.

занятия

Лекция

Практ.

(сем.)

Лабор.

V семестр

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА

Стоматология

150

75

30

45

-

75

Зачёт

Педиатрия

150

75

30

45

-

75

Зачёт

МПД

150

75

30

45

-

75

Зачёт

Лечебное дело

150

75

30

45

-

75

Зачёт

Фармация

150

75

30

45

-

75

Зачёт

7. Цель и задача дисциплины Подготовить студентов по организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в объёме, необходимом для выполнения врачебных обязанностей при ликвидации их последствий.

В соответствии с поставленными целями будущий специалист должен знать:

  • организацию и проведение системы мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и больным, сохранению их жизни и быстрейшему восстановлению боеспособности и трудоспособности;
  • предупреждение возникновения и распространения заболеваний среди личного состава войск;
  • медицинский контроль за жизнью, бытом и боевой деятельностью войск с целью сохранения и укрепления здоровья военнослужащих;
  • организацию мероприятий медицинской службы по защите личного состава от ОМП;
  • Изучение особенностей возникновения и течения боевых поражений и заболеваний.

Студент должен уметь:

  • работать в сортировочной бригаде;
  • грамотно организовать эвакуацию раненых и больных на этапах медицинской эвакуации;
  • развёртывать БМП. Чётко выполнять обязанности данного войскового подразделения медицинской службы;
  • организовывать лечебно-профилактические мероприятия при поражениях личного состава (виды медицинской помощи в силу своей компетенции);
  • организовывать противоэпидемические мероприятия в войсковом звене (медицинский контроль питания, водоснабжения в полевых условиях, организация и проведение вакцинации, проведение режимно-ограничительных мероприятий);
  • обеспечивать и поддерживать санитарное благополучие войск, сохранение здоровья военнослужащих и их боеспособность;
  • организовать санитарный надзор за питанием войск в полевых условиях;
  • организовать медицинскую защиту личного состава.

Студент должен быть ознакомлен с:

  • организацией работы медицинского состава на поле боя;
  • организационной структурой ОмедБ;
  • объёмом квалифицированной медицинской помощи и функциональными подразделениями медицинской службы соединения;
  • лечебными учреждениями передовой и тыловой ГБ;
  • особенностями работы военно-полевых лечебных учреждений при массовом поступлении раненых и больных;
  • основами организации противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в войсках;
  • основами организации военно-медицинского снабжения. Комплектно-табельным оснащением медицинской службы;
  • основами управления медицинской службы (медицинское обеспечение боевых действий);
  • задачами, организацией и работой медицинских учреждений, ОМО.

Владеть:

Навыками по организации медицинской помощи в ЧС и в военное время. Грамотно и рационально применять усвоенные знания по ВМП в период нестабильности международной обстановки – в действии НАТО (США), в наши дни.

8. Описание курса: по предмету ВМП, студенты получают знания по основам воздействия ОМП на организм человека и живые объекты окружающей среды: углубленно изучают поражающие факторы ядерного оружия, основы военной токсикологии и ОТМС, МС ГЗ. А также, воспитания у студентов чувства долга, патриотизма и обязательности медицинского работника в перспективах защиты своей Родины в исполнительный период.

9. Пререквизиты курса. Студенты должны обладать знаниями по биологии, химии анатомии, физиология человека и др. Иметь широкий кругозор и навыки по безопасному поведению при экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

10. Постреквизиты курса. Терапия, военно-полевая терапия, военно-полевая хирургия, токсикология, педиатрия, фармокология, стоматология и др.

11. Содержание дисциплины: Глобальные экологические проблемы современности. Роль и место медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ЧС природного и техногенного характера и защита от них. Краткая характеристика.Задачи и принципы организации ГЗ КР. Организационная структура медицинской службы ГЗ. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций. Основы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённого населения. Медико-тактическая характеристика очагов поражения. Очаг ядерного поражения. Очаг бактериологического (биологического) поражения. Защита населения от ОМП. Основные принципы защиты населения. Организация и порядок накопления, хранения и выдачи СИЗ. Рассредоточение специалистов и эвакуация населения. Медицинское обеспечение населения при проведении эвакуации и рассредоточения. Организация первой медицинской и первой врачебной помощи в очагах поражения. Организация квалифицированной и специализированной помощи. Противоэпидемические мероприятия в очаге бактериологического (биологического) поражения. Очаг химического поражения. Клиническая классификация ОВ. Задачи токсикологии. Группа ОВ нейропаралитического действия. Группа ОВ общеядовитого действия. ОВ кожно-нарывного действия. Поражение. Клинические формы. ОВ психохимического действия. Группа СДЯВ. Профилактика и лечение.

12. Календарно-тематический план дисциплины (в академических часах)

Лекции:

Шифр и наимен. модулей

Лекц.

Наименование изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Расп-е по

неделям

Лит-ра

Приме

чание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль № 1

Гражданская Защита и защита населе-ния отОМП

1

2

3

4

5

6

7

Глобальные экологические проблемы современности. Роль и место медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.ЧС природного и техногенного характера и защита от них. Краткая характеристика.Задачи и принципы организации ГЗ КР.

Организационная структура медицинской службы ГЗ. Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций.

Основы лечебно-эвакуационного обеспечения поражённого населения.

Медико-тактическая характеристика очагов поражения. Очаг ядерного поражения.

Очаг бактериологического (биологического) поражения.

Защита населения от ОМП. Основные принципы защиты населения. Организация и порядок накопления, хранения и выдачи СИЗ.

2

2

2

2

4

2

2

1

2

3

4

5

6

7

Модуль № 2

Организация первой помощи в очагах поражения

8

9

10

11

12

13

14

Рассредоточение специалистов и эвакуация населения. Медицинское обеспечение населения при проведении эвакуации и рассредоточения.

Организация первой медицинской и первой врачебной помощи в очагах поражения. Организация квалифицированной и специализированной помощи.

Противоэпидемические мероприятия в очаге бактериологического (биологического) поражения.

Очаг химического поражения. Клиническая классификация ОВ. Задачи токсикологии.

Группа ОВ нейропаралитического действия. Группа ОВ общеядовитого действия.

ОВ кожно-нарывного действия. Поражение. Клинические формы. ОВ психохимического действия.

Группа СДЯВ. Профилактика и лечение.

2

2

2

2

2

2

2

9

10

11

12

13

14

15

Итого

30

Практические (семинарские) занятие

Шифр и наимен. модулей

Прак.

зан

Наименование изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Расп-е по

неде

лям

Лит-ра

Форма

контр

Прим.

1

2

4

5

6

7

8

Модуль № 1

Гражданская Защита и защита населе-ния отОМП

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение. История ВМП. Глобальные экологические проблемы современности.

Гражданская защита КР. Организационная структура ГЗ КР.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

ЧС природного и техногенного характера.

Медицинская служба ГЗ КР.

Лечебно-эвакуационное обеспечение поражённых и больных в ЧС.

Виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.

Первый этап медицинской эвакуации (ОПМ).

Второй этап медицинской эвакуации. Организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

Медико-тактическая характеристика очагов поражений. Очаг ядерного поражения.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

3

4

4

5

5

6

6

7

Модуль № 2

Организация первой помощи в очагах поражения

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Характеристика очага массового поражения при наземном ядерном взрыве.

Лучевая болезнь, профилактика и меры первой медицинской помощи.

Защита населения от ОМП. Основные принципы защиты.

Основные способы защиты населения от ОМП. Средства индивидуальной защиты.

Основные способы защиты населения от ОМП. Коллективные защитные сооружения.

Рассредоточение специалистов и эвакуация населения.

Очаг бактериологического (биологического) поражения.

Понятие о токсинах. ООИ.

Противоэпидемические мероприятия в очаге бактериологического (биологического) поражения.

Мероприятия по локализации и ликвидации очага бактериологического поражения. Организация санитарной экспертизы и защиты продовольствия и питьевой воды.

Психопатологические последствия чрезвычайной ситуации.

Терроризм, как реальная угроза безопасности в современных условиях.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

9

9

10

10

11

11

12

13

14

14

15

16

Итого

45

13. График самостоятельной работы студентов

№ п/п

Темы занятий

Задание на СРС

Цель и содер-е заданий

Реком.

лит-ры (стр.)

Форма контр.

Сроки сдачи

Макс. балл

1

Военная медицина. ОТМС как наука и учебная дисциплина

Методы исследования, применяемые в ОТМС

Управление медицинской службой

1,0

1,0

2

Задачи и организация МС ВС в военное время

Защита подразделении, частей и учреждений МС oт воздействия различных видов оружия противника

Медицинская разведка . Виды, задачи мед.разведки

1,0

1,0

3

ОМП. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва

Виды зон радиоактивного заражения.

Зоны разрушений

1,0

4

Задачи и организация медицинской службы мотострелкового полка (бригады). МПП

Особенности организации работы МПП при массовом поступлении пораженных биологическими средствами

Организация медицинского контроля

1,0

1,0

Организация ЛЭО

Организация медицинской эвакуации

1,0

Организация обеспечения войск медицинским имуществом

Перспективные средства медицинского оснащения

1,0

Гражданская защита Кыргызской Республики

Чрезвычайные ситуации. Классификация.

Женевские конвенции о защите жертв войны

1,0

Баары

10 балл

14. Литература

Основная литература:

1. Атаманюк В.Г., Ширшеев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона. Москва, “Высшая школа”, 1986.

2. Варшамов Ю.Л., Михайлов Л.А., Старостенко А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности в ЧС мирного времени // Учебное пособие. СПб: Издат. РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

3. Мусалатова Х.А. Медицинская помощь при катастрофах. Москва, 1994.

4. Комарова Б.Д. Основы организации экстренной специальзированной медицинской помощи. Москва. Медицина, 1986.

5. Полякова В.А. Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях. Москва, 1990.

6. Кузина М.М., Костючок Б.М. Раны и раневая инфекция. Москва, 1981.

7. Гоголев Н.И., Шапошников А.А., Шеффер Ю.М. Планирование и организация работы объектов здравоохранения в ЧС.

8. Мусаахунов К.М., Перханова Ы.А., Ягодина М.А. Безопасная жизнедеятельность. ОшГУ, 2009.

9. Мусаахунов К.М., Жумабаев А.Р., Арстанбеков М.А. Методическое пособие по военной токсикологии. ОшГУ, 2009.

10. Мусаахунов К.М., Жеенбаев Ж.Ж., Сулайманов Ш.А., Шатманов С.Т., Перханова Ы.А., Салмина М.А. Методическое пособие по Гражданской защите медицинской службы. Ош, 2010.

11. Комарова Ф.И. Военно-медицинская подготовка. Москва. Медицина, 1990.

12. Закон КР о Гражданской защите № 239 от 20.07.2009 г.

13. Николаев Л.А. Основы защиты населения от ОМП. Минск: ВШ, 1988.

14. Ястребов Г.С. БЖД и медицина катастроф. Ростов-на-Дону, 2005.

Дополнительная литература:

1. Буланенков С.А., Воронов С.И., Губченко П.П. и др. Защита населений и территорий от ЧС. Калуга. Облиздат, 2001.

2. Котляровский В.А. Аварии и катастрофы, предупреждение и ликвидации последствий.

3. Методика прогнозирования масштабов заражения СДЯВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. ШГО СССР – Москва, 1990.

4. Поляков С.В. Последствия сильных землетрясений. Москва. Стройиздат, 1978.

5. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия ЧС. Москва. Академический проект, 1999.

6. Нечаева А.П. Медицина катастроф. Ленинград, 1990.

7. Мошкин В., Лысаков И. Средства самозащиты. Основы БЖД – 2001, № 10, стр. 17-21.

8. Дювинью П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. Москва, 1973.

9. Атаканов У.А., Шакирбеков Д.Ш. Основы экологии. Бишкек, 1998.

10. Одум Ю. Основы экологии. Москва, 1975.

11. Михайлов Л.А. Безопасная жизнедеятельность. Москва. “Питер”, 2009.

15. Система оценки знаний студентов

Разработанная нами модульная программа по организации и тактике медицинской службы должна создать условия для развития мышления, памяти, творческих наклонностей и способностей студентов с учетом их индивидуальных особенностей

При изучении дисциплины «Организация и тактика медицинской службы» мы выделяем три вида контроля: текущий, рубежный или промежуточный и итоговый.

Текущий контроль на кафедре осуществляется преподавателем, когда учащийся осваивает основные положения организации и тактики медицинской службы (ОТМС). Применение текущего контроля – семинарское или практическое занятие. До практического занятия студент готовиться по теме самостоятельно, это внеаудиторная работа, или самоподготовка. Чаще всего она состоит в ознакомлении с информацией – чтение учебника, конспектов лекций. Преподаватель должен определить: готовился ли студент к занятию.

Первым этапом текущего контроля будет контроль исходного уровня подготовки к занятию по теме.

В ходе занятия преподаватель организует познавательную деятельность студентов с целью выработать у них определенные умения. Учащиеся выполняют соответствующие действия, а преподаватель контролирует, правильно ли они эти действия выполняют и, если необходимо, корректирует действия студентов. На этом этапе текущий контроль можно назвать контролем выработки целевых умений занятия (темы).

Рубежный контроль проводится по завершению изучения раздела ГЗ медицинской службы. Его основная функция – оценочная. Тест рубежного контроля проводится для определения успешности достижения целей изучения раздела. Он составляется из тестовых заданий, выявляющих наличие у студентов знаний основ ОТМС, особенностей проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в локальных войнах и вооруженных конфликтах, общих положений всей дисциплины.

Итоговый контроль завершает изучение дисциплины и выполняет, оценочную функцию. Организационные формы проведения контроля определяются кафедрой. Итоговый контроль включает три этапа:

  • контроль освоения практических навыков;
  • тестирование;
  • собеседование по решению ситуационных задач.

Первый этап - контроль освоения практических навыков проводится в конце цикла обучения. Контроль проводится по билетам: студент выполняет указанные в билете элементарные практические действия. Преподаватель оценивает по балльной системе умение их выполнять.

Второй этап – тестирование. Тест итогового контроля составляется для выявления уровня достижений конечных целей изучения организации и тактики медицинской службы. Тестовые задания сгруппированы по разделам в соответствии с целями для удобства работы студентов и последующего анализа.

Третий это основной этап - собеседование по решению ситуационных задач. Задачи используются комплексные: при решении требуется обосновать как общие основы оказания помощи раненым и больным, так и организацию медицинской помощи на различных этапах медицинской эвакуации.

16. Политика выставления баллов

Рапределение баллов по темам занятий

П/№

Наименование темы

Баллов

I Модуль

ТК1

5 баллов

1

Введение. История ВМП. Глобальные экологические проблемы современности.

1

2

Гражданская защита КР. Организационная структура ГЗ КР.

1

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1

Решение тестовых задач

1,5

Подготовка презентации

0,5

ТК2

5 баллов

1

ЧС природного и техногенного характера.

Медицинская служба ГЗ КР.

Виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.

1

2

Лечебно-эвакуационное обеспечение поражённых и больных в ЧС. Виды медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.

0,5

3

Первый этап медицинской эвакуации (ОПМ).

Второй этап медицинской эвакуации. Организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

0,5

4

Медико-тактическая характеристика очагов поражений. Очаг ядерного поражения.

0,5

Решение тестовых задач

2

Подготовка реферата, доклада и буклетов

0,5

II Модуль

ТК1

5 баллов

1

Характеристика очага массового поражения при наземном ядерном взрыве.

1

2

Лучевая болезнь, профилактика и меры первой медицинской помощи.

1

3

Защита населения от ОМП. Основные принципы защиты. Основные способы защиты населения от ОМП. Коллективные защитные сооружения. Основные способы защиты населения от ОМП. Средства индивидуальной защиты.

1

Решение тестовых, ситуационных задач

1,5

Подготовка реферата, презентации

0,5

ТК2

5 баллов

1

Рассредоточение специалистов и эвакуация населения.

1

2

Очаг бактериологического (биологического) поражения. Понятие о токсинах. ООИ. Противоэпидемические мероприятия в очаге бактериологического (биологического) поражения.

1

3

Мероприятия по локализации и ликвидации очага бактериологического поражения. Организация санитарной экспертизы и защиты продовольствия и питьевой воды.

0,5

4

Психопатологические последствия чрезвычайной ситуации.Терроризм, как реальная угроза безопасности в современных условиях.

0,5

Решение тестовых задач

1,5

Подготовка презентации, слайд

0,5

Рубежный контроль

10 баллов

СРС

5 баллов

Лекция

5 баллов

КАРТА НАБОРА БАЛЛОВ

Формы контроля

Модуль № 1

Модуль № 2

Итоговый контроль

ТК1

ТК2

РК

СРС

Лек

Всего

ТК1

ТК2

РК

СРС

Лек

Всего

Лек

Пр

СРС

1

Конспект

0,5

0,5

1

2

4

0,5

0,5

1

2

4

5

2

Актив-ть на зан-ях

1

1

2

4

1

1

2

3

Умение опред-ть вид пораж-й от ОМП

0,5

1

1,5

1

4

Умение проводитьсортир-ки пораж-ых.

1

1

1

1

5

Умение польз-ся сортир-ымы марками

1

1

2

2

6

Умение оказать ПМП при ядерн.взр.

1

1

2

2

7.

Знать принцип.

схемы развер-е МПП

1

1

2

2

8

Решение ситуационных задач

1

2

3

0,5

2

1

3,5

5

9.

Решение тестовых задач

2

2

5

2

2

13

2

2

5

2

2

13

5

5

5

10

Подгот-ка реферата

0,5

1

1

2,5

1

1

2

3

11

Подготовка презен-ции

1

0,5

0,5

2

Итого

5

5

10

5

5

30

5

5

10

5

5

30

15

15

10

17. Политика курса.

1. К каждому занятию студенты должны готовиться согласно графика выполнения и сдачи заданий, плана дисциплины.

2. Часть учебного материала (1/3) будет изучаться в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, часть (1/3) – в рамках собственно самостоятельной работы студента. Следовательно, 2/3 учебного
материала отводится на самостоятельное изучение, что требует от студента высокого уровня организационной культуры, самодисциплины, последовательности и системности в работе.

3. Посещение занятий является обязанностью студента. Если по какой- либо причине студент пропускает занятие, он должен взять материал у другого студента в группе. Те студенты, которые не присутствовали на занятии, автоматически получают 0 баллов.

4. На каждом занятии студент должен проявлять активное участие в изучении учебного материала, выполнении устных, письменных, практических заданий. Активность оценивается на основе качества выполнения предложенных заданий. Предполагаются индивидуальные, парные и групповые формы работы. Максимальная оценка за активность будет объявляться на занятии.

5.Если студент не понял, или, возникли вопросы, он всегда может обратиться к преподавателю за разъяснениями.

6. В течение прохождения одного кредита будут проводиться не менее 3 контрольных опросов. Те студенты, которые опоздали или отсутствовали на контрольном опросе, автоматически получают 0 баллов. Пересдача контрольной работы в случае получения неудовлетворительной оценки не допускается. Повторный допуск к контрольному опросу возможен только в случае документально обоснованных причин (болезнь и пр.).

7. Экзамен (зачет) по курсу дисциплины проводится в устной форме. Вопросы к экзаменам даны. (см.Syll.) Максимальная оценка 87-100 баллов - (95-100% усвоения учебного материала), минимальная –61-73 баллов (50-54% усвоения учебного материала). При получении оценки F (ниже 50%) студент не аттестуется, следовательно, ему не засчитывается прохождение кредита.

18. Перечень вопросов к зачету

Вопросы к зачету по ВТ и МЗ:

1. Принципы организации ГЗ.

2. Полная санитарная обработка. Её организация.

3. Структура лечебных подразделений ОПМ. Работа приёмно-сортировочного отделения.

4. Основные задачи государственной системы ГЗ.

5. Последовательность работы. Её значение при массовом поступлении поражённых.

6. Медицинская сортировка в работе СП и СД в очаге поражения.

7. Функциональные обязанности министерств, местных госадминистраций и органов местного самоуправления в области ГЗ.

8. Эвакотранспортная сортировка. Где проводится эта работа? Организация этой сортировки.

9. Двухэтапная система ЛЭО поражённых. Организация этой работы.

10. Органы управления ГЗ КР. Комиссия по ГЗ КР.

11. Эвакуация поражённых «на себя» и «от себя». Работа ОПМ.

12. Задачи ГЗ КР.

13. Службы ГЗ.

14. Силы ГЗ. Формирования ГЗ.

15. Психоэмоциональное воздействие неблагоприятных факторов ЧС.

16. Назначение и задачи МС ГЗ. Основные принципы организации МС ГЗ.

17. ЧС мирного и военного характера. Группы, виды ЧС.

18. Первичная медицинская карточка и сортировочные марки. Место их использования.

19. Силы и средства ГЗ МС.

20. Пути достижения преемственности в лечении поражённых и больных в ЧС.

21. Частичная санитарная обработка поражённых.

22. Режим функционирования ГЗ (повседневная, повышенная, ЧС).

23. Двухэтапная система ЛЭО поражённых. Организация этой работы.

24. Полная санитарная обработка. Её организация.

25. Основы ЛЭО пострадавших в ЧС (этап медицинской эвакуации).

26. ЧС природного и техногенного характера. Организация зашиты населения.

27. Работа СП и СД. Средства для работы.

28. Медицинская сортировка. Виды медицинской сортировки. Организация медицинской сортировки.

29. требования в оказании медицинской помощи (своевременность, последовательность, преемственность лечебных мероприятий).

30. Двухэтапная система ЛЭО в МС ГЗ.

31. Структура лечебных подразделений ОПМ. Работа приёмно-сортировочного отделения.

32. Функциональные обязанности министерств, местных госадминистраций и органов местного самоуправления в области ГЗ.

33. Эвакуация поражённых «на себя» и «от себя». Работа ОПМ.

34. Первичная медицинская карточка и сортировочные марки. Место их использования.

35. Основные задачи государственной системы ГЗ.

36. Психоэмоциональное воздействие неблагоприятных факторов ЧС.

Пример ситуационных задач:

Задание № 1 Поле боя. Пулевое ранение правой лобной области. Обильное кровотечение. Наблюдалась кратковременная потеря сознания.

Медицинская рота полка – сортировочно-эвакуационное отделение. Ранен пулей в правую лобную область. Терял сознание. Обстоятельств ранения не помнит. Тошноты, рвоты не было. Дыхание свободное. (Пульс 80 ударов в минуту, удовлетворительного наполнения). Повязка значительно промокла кровью.

Медицинская рота полка – перевязочная: В правой лобной области справа бороздчатая рана размером 6 х 2 см. Рана сильно кровоточит. Зрачки равномерно реагируют на свет.

Сформулируйте диагноз;

Перечислите необходимые мероприятия первой врачебной помощи;

Заполните первичную медицинскую карточку (форма 100).

Задание № 2. Санитарные потери в мотострелковом полку за сутки боя составили 500 раненых и больных.

Рассчитайте необходимое количество звеньев санитаров – носильщиков необходимых для эвакуации раненых с поля боя.

Графически: используя условные знаки медицинской службы: изобразите обозначение – «Медицинский пост роты».

Критерии оценки знаний студентов на экзамене и зачете.

Выставление оценок на экзаменах и зачетах осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа качества знаний студентов, и других положений, способствующих повышению надежности оценки знаний обучающихся и устранению субъективных факторов.

В соответствии с действующими нормативными актами и рекомендациями Министерства образования и науки КР устанавливаются следующие критерии выставления оценок на экзаменах по гуманитарным, естественным, техническим и другим дисциплинам:

- оценка "отлично" выставляется студенту, который обнаружил на экзамене всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, который усвоил основную литературу и ознакомился с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значений для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

- оценка "хорошо" выставляется студенту, который на экзамене обнаружил полное знание учебно-программного материала, успешно выполнил предусмотренные в программе задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному выполнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;

- оценка "удовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, который ознакомился с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;

- оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не ознакомившемуся с основной литературой, предусмотренной программой, и не овладевшему базовыми знаниями, предусмотренными по данной дисциплине и определенными соответствующей программой курса (перечень основных знаний и умений, которыми должны овладеть студенты, является обязательным элементом рабочей программы курса).

В тех случаях, когда по некоторым дисциплинам учебного плана установлен зачет, отметка "зачтено" выставляется студенту, если его ответы или результаты выполненных заданий соответствуют, по крайней мере, критериям удовлетворительной оценки.

Отметка "не зачтено" выставляется студенту, не выполнившему программу практических и семинарских занятий, а также не выполнившему лабораторные, расчетно-графические и художественно-графических работы по дисциплинам, предусматривающим данную форму отчетности. Также оценка "не зачтено" выставляется студенту, который при проведении зачета в виде устного опроса дал ответы, не соответствующие, как минимум, критериям удовлетворительной оценки теоретического курса.