Информация об обучаемых направлениях

Утверждено на Ученом совете Утверждено на заседании

факультета «Бизнес и менеджмент» Методического совета факультета

от 18 июня 2022 г., протокол № 10 «Бизнес и менеджмент»

Председатель УС Исраилов Т.М. от 09.06.2022 протокол № 13

Председатель МС Узакбаева А.

Основная образовательная программа(ООП)

по направлению подготовки бакалавров 580100 «Экономика»,

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

(разработано на основе ГОС ВПО по направлению Экономика(бакалавр), утв. приказом Министерства образования и науки КР от 21.09.2021., №1578/1)

1.Цели образовательной программы

1. Целью образовательной программы 580100 «Экономика» в области воспитания личности является формирование социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, повышенной общей культуры на основе развития и совершенствования способностей студентов.

2. В области профессиональной деятельности целью программы является формирование способностей у специалиста осуществлять расчет социально-экономических показателей, проводить анализ показателей хозяйствующего субъекта, отрасли, организовать деятельность команды и принимать обоснованные управленческие решения.

Общие условия. Абитуриентам, претендующим на получение высшего профессионального образования с присвоением квалификации «бакалавр экономики» по соответствующему профилю необходимо иметь среднее общее образование или среднее профессиональное (или высшее профессиональное) образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем общем образовании или среднем профессиональном (или высшем профессиональном) образовании.

Выпускникам, полностью освоившим образовательную программу и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации «бакалавр экономики» по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». На основе изучения потребностей рынка труда в рамках направления Экономика(бакалавр) могут быть разработаны другие программы подготовки бакалавров, родственные профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Минимальный срок освоения ООП ВПО по подготовке бакалавров экономического направления на базе среднего общего образования при очной форме обучения составляет не менее 4 лет, на базе среднего профессионального образования - не менее 3 лет. При обучении по вечерней и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм срок обучения увеличиваются вузом от шести месяцев до одного года.

Общая трудоемкость освоения программы подготовки бакалавров составляет 240 кредитов. Один кредит эквивалентен 30 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации). Для освоения ООП вузом утверждается учебный план, который состоит из следующих разделов: а) гуманитарные и социально-экономические дисциплины, б) математические и естественнонаучные дисциплины, в) профессиональные дисциплины, г) практики, д) итоговая аттестация.

2. Результаты обучения(РО) и компетенции выпускника

ОП 580100 «Экономика(бакалавр)»,

профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Результаты обучения – это конкретные умения, навыки и личностные качества выпускника для успешной деятельности в профессиональной сфере. Они уточняют общие цели образовательной программы и служат критерием достижения планируемого качества подготовки специалиста.

В результате освоения образовательной программы по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» запланировано достижение выпускниками следующих результатов обучения (разработаны на основе государственного образовательного стандарта по направлению Экономика(бакалавр), утв. приказом МОиН КР от 21.09.2021., №15781 и результатов изучения рынка труда):

РО-1 – Способен приобретать, критически оценивать и применять новые знания с использованием информационных технологий при решении профессиональных задач (РО1 = ОК1+ИК 2+ИК3).

ОК–1. Способен критически оценивать и использовать научные знания об окружающем мире, ориентироваться в ценностях жизни, культуры и занимать активную гражданскую позицию, проявлять уважение к людям и толерантность.

ИК-2. Способен приобретать и применять новые знания с использованием информационных технологий для решения сложных проблем в области работы и обучения;

ИК-3. Способен использовать предпринимательские знания и навыки в профессиональной деятельности.

РО-2 – Способен осуществлять деловое общение, аргументированно выражать свои мысли на государственном, официальном языках и на одном из иностранных языков в области профессиональной работы.

РО2 = ИК1 + СЛК1

ИК-1. Способен вести деловое общение на государственном, официальном и на одном из иностранных языков в области профессиональной работы и обучения;

СЛК-1. Способен обеспечить достижение целей в профессиональной деятельности отдельных лиц или групп.

РО-3 – Способен осуществлять расчет социально-экономических показателей деятельности хозяйствующего субъекта используя действующую нормативно-правовую базу и стандарты организации.

РО-3 = ПК1+ПК2+ПК3

1) расчетно-экономическая деятельность:

ПК-1. Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-2. Способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-3. Способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

РО-4 – Способен анализировать социально-экономические показатели предприятий (организаций, ведомств) с применением информационных технологий.

РО-4 = ПК4+ПК5+ПК6

2) аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

ПК-4. Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

ПК-5. Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

ПК-6. Способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии.

РО-5 – Способен организовать деятельность команды работников, разработать обоснованные предложения по совершенствованию управленческих решений.

РО-5 = ПК7+ПК8+ПК9

3) организационно-управленческая деятельность:

ПК-7. Способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

ПК-8. Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий;

ПК-9. Способен применять нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности и соблюдать их требования;

РО-6 – Способен спланировать, организовать предпринимательскую деятельность и определить экономическую эффективность бизнеса

РО-6 = ПК10+ПК11+ПК12

4) предпринимательская деятельность:

ПК-10. Способен спланировать и организовать предпринимательскую деятельность;

ПК-11. Способен обосновать цели бизнеса и определить способы их достижения;

ПК-12. Способен оценить конкурентоспособность и определить экономическую эффективность фирмы (бизнеса);

Специальные дополнительные компетенции и результаты обучения выпускников профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит(бакалавр)»:

РО-7 Способен организовать учет операций и составлять бухгалтерскую отчетность субъекта.

РО-7 = ДК-1 + ДК-2 + ДК-3

ДК-1. Способен организовать бухгалтерский учета активов, обязательств, капитала и хозяйственных операций на основе требований законодательства КР.

ДК-2. Способность документировать хозяйственные операции, отражать их результаты в системе счетов бухгалтерского учета и составлять отчетность с применением автоматизированных программ.

ДК-3. Умение вести учет и анализ затрат организации, и определять пути их оптимизации.

РО-8 Способен организовать внутренний контроль за эффективностью использования ресурсов и принимать участие в аудиторской проверке.

РО-8= ДК-4+ ДК-5

ДК-4. Способен организовать систему внутреннего контроля за законностью совершения хозяйственных операций и эффективностью использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

ДК-5. Способен к участию в проведении аудиторской проверки о соответствии учета и отчетности предприятия международным стандартам, законодательным актам и внутренним положениям субъекта.

3. Область профессиональной деятельности выпускника профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» .

Бакалавр экономики по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» готовится к профессиональной работе в экономических, бухгалтерских службах, на административных должностях предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе в службах внутреннего аудита, независимых аудиторских организациях и преподавательской деятельности в средних и средних профессиональных учебных заведениях, в государственных органах республиканского и муниципального уровня на должностях, требующих высшего профессионального экономического образования.

Область профессиональной деятельности выпускников профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направления подготовки 580100 «Экономика» включает:

· экономические, учетные, финансовые и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;

· бухгалтерские и аудиторские организации;

· государственные контролирующие органы и службы внутреннего аудита;

· финансовые, кредитные и страховые учреждения;

· органы государственной и муниципальной власти;

· академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

· общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования.

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

4. Виды профессиональной деятельности выпускника .

Бакалавр по направлению подготовки 580100 Экономика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

1) расчетно-экономическая;

2) исследовательски-аналитическая;

3) организационно-управленческая;

4) ревизионно-контрольная;

5) аудиторская;

6) предпринимательская.

5. Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Бакалавр по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» направление подготовки 580100 Экономика должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) расчетно-экономическая деятельность

- умение документировать хозяйственные операции и подготовка данных для проведения расчетов социально-экономических показателей, хозяйствующих субъекта;

- проведение расчетов экономических показателей субъекта с учетом действующей нормативно-правовой базы;

- разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

б) учетно-аналитическая и научно-исследовательская деятельность

- организация учета объектов, операций и внутреннего контроля за эффективностью использования ресурсов субъекта;

- поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

- подготовка бухгалтерских и аналитических отчетов;

- проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

- участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

в) организационно-управленческая деятельность

- участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных последствий принимаемых решений;

- организация выполнения порученного этапа работы;

- оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;

- участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятия.

г) предпринимательская деятельность

- планирование и организация предпринимательской деятельности;

- обоснование целей бизнеса и определения способов их достижения;

- оценка конкурентоспособности и определение экономической эффективности фирмы (бизнеса);

6. Изменения, вносимые в образовательную программу.

Согласно государственного образовательного стандарта вузы обязаны не реже одного раза в 5 лет обновлять ООП с учетом развития экономики, техники, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества образования в вузе, заключающихся:

- в разработке стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников;

- в мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ;

- в разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников;

- в обеспечении качества и компетентности преподавательского состава;

- в обеспечении достаточными ресурсами всех реализуемых образовательных программ, контроле эффективности их использования путем опроса обучаемых;

- в регулярном проведении само обследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности;

- в информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

7. Мониторинг уровня достижения результатов обучения.

Оценка качества подготовки студентов и выпускников включает их текущий, промежуточный и итоговый контроль по всем дисциплинам и итоговую государственную аттестацию выпускников. Базы оценочных средств разрабатываются и утверждаются специализированной кафедрой «Бухгалтерский учет и экономический анализ» и другими кафедрами, участвующими в процессе подготовки специалистов по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Требования к аттестации студентов и выпускников, к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ определяются вузом.

Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные образовательной программой.

8. Участие студента в формировании образовательной программы.

Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение учебных дисциплин по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины. При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин и их влиянию на будущий профиль подготовки.

В целях достижения результатов обучения при освоении ООП в части развития социально-личностных компетенций студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры «Бухгалтерский

учет и экономический анализ» от 29.05.2022., протокол № 10.

Заведующий кафедрой «Бухгалтерский

учет и экономический анализ» к.э.н., доц. Токторов К.К.