Учебная работа
Ф.И.О.: Темиркулова Ыкыбал Акимбаевна
Занимаемая должность: Зам. декана факультета по учебной работе
Научная степень: Кандидат филологических наук, доцент

Складывающаяся в настоящее время в образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях.

Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов в системе высшего образования.

Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему компетентностей.

В целях реализации Постановления Правительства Кыргызской Республики (№ 496 от 23.08.2011 г.) в образовательной системе ОшГУ с 2012 года осуществляется переход на международный (европейский) стандарт (бакалавр, магистр).

Бакалавр – первая академическая степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая по завершении 4-летнего обучения первого уровня и успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.

Основные образовательные программы бакалавриата, реализуемые ОшГУ по направлениям подготовки «Филологическое образование» 550300 (профиль «Русский язык и литература»), «Лингвистика» 531100 профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» представляют собой систему документов, разработанную учебным заведением с учетом требований рынка труда. ООП разработаны на основе Государственного образовательного стандарта по соответствующим направлениям подготовки высшего профессионального образования. Основные образовательные программы регламентируют цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: график учебного процесса, учебный план, рабочие учебные планы, программы производственной практики и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

1) Закон Кыргызской Республики «Об образовании».

2) Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования КР.

3) Нормативно-методические документы МОиН КР.

4) Устав ОшГУ.

5) Нормативно-методические документы ОшГУ.

Срок освоения ООП бакалавриата

Срок освоения ООП ВПО по очной форме обучения составляет 4 года в соответствии с Госстандартом по данному направлению.

Срок освоения ООП ВПО по заочной форме обучения (с применением дистанционных технологий) составляет 5 лет в соответствии c Госстандартом по данному направлению.

Основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по соответствующему направлению подготовки;

направление подготовки - совокупность образовательных программ для подготовки кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавров, магистров, специалистов) различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки:

модуль - часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;

компетенция - заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика (обучаемого), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере;

компетентность - интегрированная способность человека самостоятельно применять различные элементы знаний и умений в определенной ситуации (учебной, личностной и профессиональной);

бакалавр - академическая степень первого уровня высшего профессионального образования, дающая право для поступления в магистратуру и осуществлять профессиональную деятельность, а также занимать государственные и муниципальные должности;

Европейская система перевода и накопления кредитов - система, основанная на учебной нагрузке студента, необходимой для достижения заданных результатов обучения. В соответствии с ECTS, 60 кредитов соответствуют полной учебной нагрузке студента в течение одного учебного года;

кредит (зачетная единица) - численное значение, соответствующее единицам дисциплины для характеристики нагрузки студента, необходимой для ее завершения и отражающей объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе. Кредит ECTS может быть получен только после выполнения необходимой работы и получения соответствующей оценки достигнутых результатов обучения;

Дистанционное образование

Дистанционная форма обучения – это универсальная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.

Цели и задачи системы дистанционного образования

Целями создания системы дистанционного образования являются:

· обеспечение возможности получения качественного образования обучающимся независимо от места их проживания и социально-экономического положения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

· улучшения доступа к качественному высшему образованию за счёт предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме;

· интенсификация использования научного и методического потенциала университета;

· расширение интеграции Университета в единое международное образовательное пространство;

· обеспечение возможности непрерывного образования (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов).

Основными задачами дистанционного образования являются:

· создание полноценной СДО с участием всех структурных подразделений Университета;

· создание региональных центров дистанционного обучения (далее - РЦДО) Университета;

· разработка образовательных программ, электронных учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию поставленных целей СДО;

· создание системы стандартов и системы контроля качества;

· развитие технической инфраструктуры СДО;

· развитие международных партнерских связей Университета в рамках внедрения инновационных образовательных технологий.

Магистерская программа

Магистр – вторая академическая (ученая) степень в системе многоступенчатого высшего профессионального образования, присваиваемая лицам, окончившим университет, имеющим степень бакалавра, после 1-2 годичного обучения и защиты магистерской диссертации.

Целями в области обучения ООП ВПО по направлению 531000 «Филология» являются:

· Осуществление деятельности в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления.

· Осуществление углубленной профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов к научно-исследовательской, научно-педагогической и научно-практической деятельности в средних и высших учебных заведениях, научных учреждениях, общественных объединениях.

· подготовка магистра к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении и углубленной профессиональной специализации, владения навыками научно-исследовательской и научно-педагогической работы;

· получение углубленного профессионального (на уровне магистра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями;

· формирование социальной группы профессиональных специалистов, обладающих широкой эрудицией, фундаментальными научными знаниями в соответствующих сферах, владеющих методологией научной и педагогической деятельности, готовых к самостоятельной практической научно-педагогической работе.

Об учебных планах

Учебные планы составлены в соответствии со стандартом. Ежегодно вносятся коррективы с учетом потребностей рынка и мнений стейкхолдеров.

Контроль за выполнением учебного плана осуществляют декан и представители учебной части.

Все учебные планы включают следующие 7 основных разделов:

1.Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

2.Цикл математических и естественно-научных дисциплин;

3.Цикл психолого-педагогических дисциплин;

4.Цикл лингвистических дисциплин;

5.Цикл литературоведческих дисциплин;

6.Цикл дисциплин по выбору.

Осуществляется модернизация учебных планов согласно компетентностному подходу (бакалавр, магистратура):

- определение компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист (выпускник):

- выбор дисциплин и создание учебных планов в рамках компетенций;

- учет требований науки, техники и рыночной экономики при создании курсов по выбору учебного плана

Учебно – методическая работа

1.Обеспечение дисциплин учебно – методическим комплексом. Совершенствование рабочих программ, конспектов занятий, экзаменационных билетов и тестовых заданий путем их дополнения и уточнения согласно современным требованиям науки, и образовательных технологий.

2. Приобретение учебной, научной, энциклопедической, лексикографической, справочной и методической литературы, а также диа – и видеофильмов, электронных версий учебников, слайдов и т.д. в пределах в потребности подготовки современных филологов. Полное обеспечение учебных планов электронными учебниками и пособиями.

3. Обновление дидактических материалов, конспектов лекционных и практических занятий согласно РО и компетенциям.

4.Оснащение учебно – методического кабинета новейшей литературой и необходимой аппаратурой.

5. Систематическая организация взаимопосещений занятий между преподавателями. Достижение эффективности и регулярности обсуждения конспектов открытых занятий.

6. Подготовка научно – педагогических кадров через стажировку, аспирантуру, докторантуру и курсы повышения квалификации.

7. Периодическое обсуждение новинок научной, учебной и учебно – методической литературы.