Рубрика "Слово ректора"

Каныбек Исаков: Инновационные университеты (производственные, предпринимательские) и образовательные кластеры

В университетском образовании в соответствии с требованием времени всегда происходят изменения. Университеты являются распространителями передовых идей, новых моделей образования, инновационных технологий, стоят в авангарде общественного развития, открывают пути к экономическому и духовному росту общества. В этой связи мы должны чувствовать веяния времени, стараться менять облик и содержание своей деятельности, чтобы сохранить статус нашего вуза как университета. Поэтому хочется поделиться с вами мыслями об изменениях, происходящих в университетах мира, о пути, по которому идем мы, определить перспективные ориентиры и обменяться мнениями об инновационных университетах и университетских кластерах. Сегодня инновационные университеты в отличие от классических университетов получают прибыль через сочетание образования, научно-исследовательской и производственной деятельности.Такие вузы имеют в своей структуре объекты инновационной инфраструктуры. Таким образом, инновационные университеты формируют, во-первых, поколение инноваторов, во- вторых, новые модели специалистов, нацеленных на подготовку и выработку инновационных идей и продукции для разных сфер экономики. Напомним, что термин «производственный университет» впервые ввёл в обиход в 1998 году Б. Кларк, который выделил следующие стороны деятельности такого учебного заведения: 1) усиление ядра управления университета; 2) расширение связей с группами и организациями вне университета; 3) всестороннее увеличение источников финансирования (диверсификация); 4) стимулирование предпринимательства в структурах вуза; 5) развитие комплексной культуры предпринимательства. Наряду с этим в задачи инновационного университета входит: управление вузом с учетом опыта мировых университетов; формирование инновационно-производственной инфраструктуры; расширение источников финансирования и механизмов управления с их использованием в развитии вуза; привязка уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава к результатам их деятельности, и вкладам в развитие бизнеса (создание совместных с университетом предприятий, фирм, разработка и реализация научно-исследовательских проектов и др.). Вместе с этим в программы по подготовке и переподготовки специалистов и повышению квалификаций необходимо включить специальные курсы по предпринимательству. В инновационном университете научно-исследовательская деятельность должна быть направлена на приобретение новых знаний, образовательная деятельность – на использование этих знаний в учебном процессе для подготовки высококвалифицированных специалистов, а знания, направленные на инновационную деятельность, продавать или, говоря другими словами, использовать коммерческую составляющую. Словом, инновационный (новаторский) университет представляется университетом предпринимательского (производственного) типа, включающий в себя такие базисные элементы инновационной среды как управление и систему поддержки инновационного предпринимательства, венчурный фонд, гарантийный фонд и многопрофильный кластер малых предприятий. Венчурный фонд – это ресурсы университета, предназначенные для поддержки инновационного бизнеса студентов и сотрудников, состоящий из площадей, снабженных инженерной инфраструктурой, оборудования (средства, инструменты, станки, приборы, компьютеры и др.) и денежных средств, предоставляемые инновационным бизнес-идеям на инкубационном этапе. Гарантийный фонд– фонд, средствами которого в случаях необходимости на конкурсной основе могут воспользоваться ученые, предприниматели и бизнес-команды университета, получившие кредиты из внешних банков и инвестиционных фондов. Важным элементом инновационной сферы университета считается кластер инновационных предприятий, на что и направлена основная деятельность венчурного и гарантийного фондов. Кластер, составляя тесные связи на основе единства предметных сфер инновационных предприятий или элементов жизненного цикла (маркетинг, производство, логистика, торговля), взаимно дополняют друг друга по технологическим элементам. Так, в качестве формирующих сфер инновационных предприятий можно отметить физику, электро и IT-технологии, машиностроение, химические технологии, нанотехнологии и др. В последние годы ОшГУ идет именно по этому инновационному пути, стараясь не только готовить специалистов для разных областей экономики, но и быть непосредственным участником этой сферы, всё теснее связывая науку и образование с производством. На каждом факультете создаются производственные предприятия. Так, на факультете искусств действует швейное предприятие для дизайнеров и стилистов. На базе медицинского факультета функционируют медицинская и стоматологическая клиники. Постепенно создаются предпринимательские объекты в соответствии со специализацией и с учетом применения теоретических знаний преподавателей и студентов на практике. Эти малые или средние предприятия должны, развивая профессиональные навыки преподавателей и студентов, реализуя на практике их идеи, творческие замыслы, приносить пользу народу и государству. В этой связи каждый факультет должен задуматься и стараться в этом направлении. Иначе не будет развития, не будет хороших специалистов, и теоретические знания не будут реализованы в реальной жизни. Поэтому профессиональный и интеллектуальный потенциал факультетов мы должны направить в этом русле. Без этого мы не сможем внести свою достойную лепту в развитие человеческого потенциала и развитие страны. Университеты должны привлекать людей новыми идеями и философией созидания. Кластеры образования Образование научных и образовательных кластеров в регионах считается одним из основных средств для внесения достойного вклада в инновационное развитие общества и экономики. Единая координация деятельности образовательных учреждений и предприятий, научно-исследовательских институтов и объединение их в единый кластер будет способствовать стабильному и устойчивому развитию страны. Цель образовательного кластера заключается в повышении качества профессиональной подготовки, удовлетворении потребностей социальных партнеров в квалифицированных кадрах сегодня и в перспективе. Условно можно отметить такие образовательные кластеры, как “школа-лицей-колледж” и другие смешанные кластеры. В качестве возможных основ для образования кластеров могут служить следующие характеристики и комбинации: – региональные –создание кластеров от городских до межгосударственных; – горизонтальные: объединение в кластер нескольких учебных заведений одного уровня; – вертикальные: объединение в кластер учебных заведений разного уровня. Например, школа-среднее профессиональное учебное заведение-вуз; – латеральные: объединение в кластер учебных заведений, предприятий и организаций разного уровня и профиля; – отраслевые: объединение в кластер учебных заведений, предприятий и организаций одного профиля; – фокусные – объединение в кластер нескольких учебных заведений вокруг одного предприятия (НИИ); – качественные – объединение в кластер учебных заведений, предприятий и организаций в целях создания и реализации инноваций. В качестве примеров конкретных кластеров можно отметить колледжи, университетские комплексы, центры обслуживания, технопарки предприятий и др. Как показывают исследования по формированию инновационных университетов в мире, для перехода традиционного университета в инновационное, требуется 10-15 лет. Поэтому в целях перевода классических университетов страны в университеты инновационного типа необходимо внести в их стратегические планы соответствующие мероприятия. Для развития существующей университетской системы в стране необходимо: • обратить внимание на параметры, определяющие рейтинг университетов, развиваться в соответствии с критериями, определяющими качество образования; • планомерная и системная разработка и реализация мероприятий, нацеленных на расширение и совершенствование источников финансирования университета; •увеличение числа партнеров, обеспечивающих заказы на предоставляемые университетом образовательные услуги. Разработка плана действий по ликвидации кризисной ситуации в них; • изменение требований к ученым должностям (профессор, доцент), конкурсным правилам и стимулированию с учетом опыта университетов развитых стран мира; • использование современных средств оценки достижений ученых (например, индекса Хирши и др.); • реализация в образовании принципа «свободы выбора» наряду с развитием академической свободы и соперничества; • реализация оптимальных вариантов распределения времени на проведение занятий, научно-исследовательской работы и решение административных вопросов; • усиление работы по развитию мобильности студентов, преподавателей и ученых с учетом её значимости в научных исследованиях и образовании. Сегодня Ошский государственный университет имеет определенный практический опыт создания и успешного функционирования современного образовательного кластера – кластера универсального непрерывного образования. Действующие образовательные ступени детский сад – гимназия – колледж – бакалавриат – магистратура – ординатура – интернатура – аспирантура - докторантура объединены в один кластер подготовки специалистов разных профилей. Это структуры разного уровня и направления, объединенные одной комплексной целью. Так, у нас плодотворно взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга 1 детский сад, 2 гимназии, 4 колледжа, 3 института, 3 академии, 18 факультетов, отделения магистратуры и докторантуры. В рамках кластера разработаны учебные программы и компетенции каждой ступени согласно их специализации и миссии. Подобные кластеры показывают свою жизнеспособность и актуальность, что стимулирует создание новых. ОшГУ в 2016 году выступил инициатором создания своеобразного интеграцинно-комунникационного кластера по внедрению и развитию внутренней академической мобильности студентов и преподавателей вузов страны, что выразилось в подписании руководителями региональных университетов ОГПИ, ИГУ, ТалГУ, НГУ, ЖаГУ, БатГУи ОшГУ «Ошской декларации». Ежегодно в этих университетах страны в рамках этой системы обмена обучение проходят более 300 студентов, которые получают уникальную возможность учиться в других вузах, знакомиться с жизнью других городов и регионов. Наряду с этим, каждый год 1500 студентов и около 300 преподавателей ОшГУ по линии внешней мобильности проходят обучение, стажировки и читают гостевые лекции в разных университетах мира, тем самым интегрируясь в современное мировое образовательное пространство. Меняется время, меняются и университеты. В ногу со временем идут только те, кто старается не отстать. И теперь на повестке дня стоят инновационные университеты и образовательные кластеры.

9985 08:54 06-04-2018

                 

Рубрика "Слово ректора"

|< 1 2 3 4 >|