Макала

Если бы Сулейман-Гора заговорила!

Одним из запоминающихся событий Года истории и культуры стал Международный форум интеллектуалов «Беседы на Шелковом пути-2016». Это необычное собрание ученых, гуманитариев, технократов и мыслителей принял город Ош, ровесник самых древних полисов Центральной Азии.

Собственно мозговые атаки происходили в стенах Ошского государственного университета, который явно превосходит другие вузы Кыргызстана не только масштабами (с 27 тысячами студентов он уже является самым крупным университетом страны), но и размахом строений, уровнем зарплаты преподавательского состава, чистотой аудиторий, а главное - отлаженностью учебного процесса.

Два дня шел обмен мнениями. Выступали все, кто желал, включая студентов и преподавателей. Но главными спикерами были гости форума, прибывшие из самых разных стран, включая Великобританию, Россию, Китай, Южную Корею, Францию и другие.

Интересно, что все говорили о Сулейман-горе, молчаливой свидетельнице эпохальных событий, самых невероятных историй. Кто-то даже вслух размечтался: «Эх, если бы Сулейман-гора заговорила!..». Но гора, мощно устроившаяся на своем месте, недвижным сфинксом глядя далеко на восток, таинственно молчала.

О чем говорили участники форума? О том, что современный мир подошел к опасной черте, что очень много появилось в мире очагов напряжения, что уроки не то чтобы давней, но самой новейшей истории напрочь забыты. Дэвид Перри, прибывший из Уэльса, не смог не упомянуть с горечью Brexit, ввергнувший не только ЕС, но самих британцев в трансцендентное уныние: вся продвинутая, образованная часть Соединенного Королевства безусловно проголосовала за европейское единство, но улица, пенсионеры и домохозяйки выступили против. «Но это демократия», - с грустью разводил руками британский интеллектуал, который, кстати, совсем недавно с успехом сыграл роль стареющего Альфреда Хичкока в одном из театров Уэльса и репетирует там же теперь роль Уинстона Черчилля.

Форумчане говорили и о том, что Великий Шелковый путь сегодня - это прежде всего торговля, налаженные торговые пути, то есть каким он был, таким и остался, и слава богу. А торговля - это связь между людьми, народами, культурами и языками. Если бы не эти связи, не было бы развития в Евразии, как и в обоих полушариях планеты. Сегодня Шелковый путь возрождается, он ожил, причем стал идеологической основой для строительства не только автомобильных, шоссейных, но и железнодорожных путей.

Почему все желают возрождения Великого Шелкового пути, задавались вопросом участники форума. Потому что это едва ли не единственный путь избежать конфликтов, войн, взаимного отчуждения. То есть Шелковый путь - синоним сотрудничества, открытости, дипломатии. Но каков уровень сотрудничества в том громадном субконтиненте, где мы живем, то есть в Средней Азии, в так называемом постсоветском пространстве? Ответ форумчан был неутешительным. А Сулейман-гора, у подножья которой происходили эти дебаты и о которой почти все ораторы упоминали, таинственно молчала…

Ведь с самых незапамятных времен Фергана была транзитным регионом на Шелковом пути. И одним из оживленных пунктов был Ош, наш древний, благословенный, 3000-летний город. Ош, где бывал сам Александр Македонский, где, сидя в своей маленькой ротонде на вершине Сулейман-горы, или Тахти-Сулейман, строил планы, предавался поэтическим грезам Захир-ад-дин Мухаммед Бабур.

В современной Средней Азии мы наблюдаем, в общем, грустное, если не плачевное зрелище. Каждая республика замкнулась в себе, стараясь, выражаясь фигурально, построить «социализм» в отдельно взятой стране», как в свое время говорил Сталин, хотя эта теория рухнула на наших глазах. «Наш регион никогда не был в таком, как сейчас, состоянии - взаимного отчуждения, взаимной подозрительности», - таково было краткое резюме участников интеллектуального форума. Конечно, границы нужны, но то, что переходят люди через границы по визам, а визы получить далеко не просто, не прост и транзит товаров через границы и многочисленные блокпосты, говорит о том, что великая идеология Шелкового пути пока проходит мимо нас, мимо ушей наших руководителей.

Как известно, сильно переживал за будущее региона Чингиз Торекулович Айтматов. Он был убежденным сторонником открытости постсоветской Центральной Азии для сотрудничества, он был противником границ вообще, называя жителей всего региона одним народом. Чингиза Айтматова трудно отнести к мечтателям, но он действительно мечтал о таком дне, когда постсоветская Центральная Азия объединится по типу или по формату Европейского союза. То есть, максимум сотрудничества при максимуме суверенитета. Айтматов еще на заре суверенитетов попробовал даже возглавить Ассамблею культур народов Центральной Азии при деятельной поддержке уже покойного президента Узбекистана Ислама Каримова. Но это у него не получилось, потому, как уже сказано, трудно было элементарно собрать деятелей культуры, писателей, ученых. Говоря другими словами, вековые связи постепенно обрывались, торговля замедлялась, зато увеличились взаимная подозрительность, желание кого-то загнать в угол, ограничить в чем-то, заставить ежиться от страха.

Все великие люди Средней Азии - Садриддин Айни и Ауэзов, Кары-Ниязов и Айтматов, Турсун-заде и Гафуров, Океев и многие другие - никогда не замыкались в себе, не жили в «национальной квартире», как говорили в советские годы, но представляли себя как часть целого региона. Сегодня этого нет. То есть мы не сумели стать достойными наследниками или продолжателями такой культуры и взглядов.

Другим итогом Ошского интеллектуального форума стало убеждение, что прошедшие четверть века независимости все же не прошли даром. Уже выработаны определенные и очень интересные концепции. Есть опыт государственного нейтралитета Туркменистана, узбекистанская доктрина всемерного укрепления национальной государственности, есть также устремленность Казахстана в в когорту развитых стран Европы и Азии. Бесспорно, уникален и кыргызский опыт строительства открытого демократического общества. Возможно ли странам ЦА сочетать свой уникальный исторический опыт и жить совместно, при взаимном уважении и невмешательстве, открыть шире двери и уменьшить, постепенно сведя на нет, если не открытую, то скрытую взаимную подозрительность? Ответ форумчан, если суммировать, был таков: к сожалению, пока наши руководители, руководители постсоветской Центральной Азии не готовы услышать голос интеллектуалов, но есть надежда, что жизнь, логика глобализированного мира заставит объединиться в том или ином формате, и лидеры стран начнут предпринимать какие-либо конкретные шаги.

Все знают, почему нет в Европе давно нет войн - потому что европейцы сумели объединиться, создали единый союз.

Одним словом, эти два дня мозгового штурма, проведенные у подножья Сулейман-горы, в прекрасном Зале славы Ошского государственного университета, который столь гостеприимно, радушно, тепло принял зарубежных гостей, стали еще одним важным событием Года истории и культуры.

Участники по завершении форума высказали пожелание, что было бы уместно, если третьи Всемирные игры кочевников состоятся вновь в Чолпон-Ате, то, как объявил об этом президент А. Атамбаев, их непременно должен интеллектуально сопровождать такой же Ошский форум. Но это уже вопрос, адресованный руководству Кыргызстана.

Осмонакун Ибраимов

Ссылка: //rus.azattyk.org/a/27999443.html

14597 15:56 06-10-2016

                 

Макала

|< >|