Новости

Социалдык иштер

Министерство образования и науки Кыргызской Республики Ошский государственный университет Юридический факультет Информационный пакет подготовки бакалавров по кредитной технологии обучения направление 540 200 «Социальная работа» Ош 2013 Дорогие друзья! Юридический факультет осуществляет подготовку кадров на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (полное высшее профессиональное образование) на базе среднего и среднего специального образования по специальности «Социальная работа». Основной целью является подготовка кадров по направлениям «Гуманитарные и социально-правовые науки» в соответствии с требованиями интеграции системы высшего профессионального образования Кыргызской Республики в мировое образовательное пространство. Основные задачи: - создание необходимых социально-экономических и правовых условий для получения высшего профессионального и после вузовского профессионального образования; - ведение учебной деятельности по утвержденным учебным планам специальностей для подготовки высоко квалифицированных кадров; - обеспечение системности, непрерывности и светского характера образовательного процесса; - создание условий для непрерывного творческого роста студентов и профессорско-преподавательского состава; - осуществление социальной и правой защиты обучающихся профессорско-преподавательского состава; - издание учебников, учебно-методических пособий; - воспитание гражданственности, трудолюбия, патриотизма и уважения к правам и свободам человека; - выполнение государственных образовательных стандартов. В настоящее время факультет осуществляет образовательную деятельность, основываясь на лицензии: 521 101. Социальная работа. Решение Государственной инспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования, протокол № 9/11 от 9.07.2004г. 540 200 – социальная работа» бакалавр. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Квалификационная характеристика специальности Г.11.321. «Социальная работа» утверждена решением Ученного Совета ОшГУ от 25 –марта 1996 года (протокол №26). «Социальная работа» - сегодня: Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в социальной сфере включает совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленных на социальную защиту населения, на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите. 1.2. Миссия специальности «социальная работа» Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества, подготовка всесторонне развитой личности, конкурентоспособного специалиста, обладающего широкими фундаментальными и социальными знаниями посредством применения современных технологий. 1.3. Реквизиты Полное название: - на кыргызском языке: “Социалдык иштер”; - на русском языке: “Социальная работа”; Адрес: ул,Раззакова 21, г.Ош, Кыргызская Республика Телефон: 0773 222676, 0556 432744 АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ осенне / зимний семестр: 1 сентября начало занятий семестра (регистрационная неделя) 26 октября- текущий контроль 31 октября 19 октября праздничный день «День социального работника» 1 января праздничный день «Новый год» 28 декабря - экзаменационная сессия 9 января 11 января – зимние каникулы 30 января зимне / весенний семестр: 1 февраля начало занятий семестра 23 февраля праздничный день «День защитника Отечества» 8 марта праздничный день «Международный женский день» 39 марта- текущий контроль 3 апреля 21 марта праздничный день «Нооруз» 1 мая праздничный день «День международной солидарности трудящихся» 5 мая праздничный день «День Конституции КР» 9 мая праздничный день «День Победы» 31 мая- экзаменационная сессия 12 июня 14 июня летние каникулы 2. О КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ 2.1. Основные принципы и преимущества В 1999г. в городе Болонья состоялось подписание документа, получившего название Болонской декларации, что явилось знаменательным событием в формировании и развитии мирового образовательного пространства. Болонская декларация представляет собой совместное заявление министров образования наиболее влиятельных стран Западной Европы о создании зоны европейского высшего образования. Создание Зоны европейского высшего образования и продвижение системы европейского высшего образования по всему миру предполагают выполнение участниками Болонского процесса ряда требований (принципов), которые по своей сути являются инструментами определения степени совместимости и сопоставимости национальных системы высшего образования. Основное содержание этих принципов сводится к следующему: • двухцикловая схема обучения: бакалавриат и магистратура. • кредитная система обучения с внедрением системы кредит-часов по типу ECTS – Европейская система трансформации кредитов; • сопоставимые степени и уровни квалификации - через внедрение единого Приложения к диплому (транскрипт). Возможность трудоустройства выпускников в разных странах; • контроль качества образования; аккредитация вуза через независимые аккредитационные агентства; • привлекательность образования – через академическую мобильность и возможность свободному передвижению студентов между странами. 2.2. Квалификации и степени высшего образования В соответствии с принципами Болонского процесса вводится два образовательных уровня или цикла - бакалавриат и магистратура. Для Кыргызстана в настоящее время наиболее оптимальными являются программы бакалавриата, рассчитанные на 4 года или восемь семестров, и программы магистратуры, требующие для их освоения 2 года или четыре семестра. Следует особо отметить, что степень бакалавра свидетельствует о том, что ее обладатель имеет законченное высшее образование, и он вправе претендовать на работу, соответствующую указанной в его дипломе квалификации. В магистратуру поступает только часть выпускников бакалавриата. На получение степени магистра могут претендовать только те бакалавры, которые имеют склонности к исследовательской работе и способности к углубленному освоению фундаментальных знаний в избранной ими области. Степень магистра дает право на поступление в аспирантуру и защиту диссертации на соискание ученой степени. По окончании освоения соответствующих образовательных программ выпускнику присваивается академическая степень бакалавра или магистра по направлению подготовки и специализации. 2.3. Система кредит – часов В ECTS кредит-часы распределяются между учебными дисциплинами учебного плана и указывают объем учебной нагрузки студента по данной дисциплине в семестр. Они отражают объем работы по каждой дисциплине относительно общей нагрузки, необходимой для завершения учебы за один учебный год включая лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультации, практики, самостоятельную работу, экзамены и другие формы текущего и итогового контроля. Таким образом, кредит-часы ECTS описывают общую учебную нагрузку студента, а не только контактные часы работы студента с преподавателем. Характерные черты кредитной технологии: • введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине; • свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана; • непосредственное участие в формировании своего индивидуального учебного плана. • вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории; • использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений по каждой учебной дисциплине; • обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами. Общее количество кредитов, которые должен набрать студент в Европейской системе трансформации кредитов для получения степени бакалавра составляет 240 кредит-часов за восемь семестров, для получения степени магистра необходимо набрать еще 120 кредит-часов за четыре семестра. Таким образом, студент в семестр должен набрать 30 кредитов, а за учебный год – 60 кредитов. По решению Министерства образования КР рекомендуется принять: «Цена» 1 кредита = 30 академических часов. Продолжительность теоретического обучения в семестре принимается 16 недель. 2.4. Условия регистрации студентов Учебный процесс студента начинается с его записи на учебные дисциплины в Офисе Регистратора. Запись обучающихся на изучение дисциплин организуется Офисом Регистратора с привлечением деканов факультетов, директоров институтов и эдвайзеров. Студент до начала учебных занятий получает в деканатах «Информационный пакет для подготовки бакалавров», содержащий учебный план и краткие описания учебных дисциплин. После консультации с эдвайзером и ознакомления с силлабусами учебных дисциплин он в течение определенного времени записывается на выбранные дисциплины с указанием академического периода их изучения непосредственно в Офисе Регистратора. На основе их выбора формируются индивидуальные учебные планы студента. Разрешение для регистрации на курсы на второй и последующие семестры получают студенты, которыми были изучены все обязательные курсы, предшествующие следующему обучению (пререквизиты). Доступ к регистрации на последних курсах получают только те студенты, которые успешно изучили дисциплины предыду¬щего семестра и набрали требуемое количество кредитных часов и поддерживают требуемый средний академический балл (GPA). Таким образом, процедура регистрации студентов включает следующие этапы: • посещение презентаций курсов по выбору, проводимых преподавателями под руководством зав. кафедрой; • встреча с эдвайзером и обсуждение курсов по выбору; • заполнение формы регистрации, которые можно получить в Офисе Регистратора с указанием обязательных курсов, курсов по выбору и альтернативных, если выбранные курсы окажутся недоступными; • подтверждение согласия о регистрации на курсы; • выбор курсов первого года обучения должен заканчиваться в течение первой учебной недели, второго и последующих семестров - за две недели до окончания предыдущего семестра; • отказ от регистрации на выбранные курсы может происходить только в течение 10 дней от начала семестра. При регистрации на курсы по выбору будут существовать следующие приоритеты: • первоочередной приоритет при записи на курсы по выбору к определенному преподавателю будет отдаваться студентам, записавшимся в более ранние сроки; • правом первоочередной записи будут обладать студенты, обучающиеся с баллом А. Формирование студенческих групп. Деканат факультета по каждой дисциплине по согласованию с учеб¬ной частью устанавливает минимальное число студентов, необходи¬мое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя - макси¬мальное число студентов. В случае если к преподавателю записалось число студентов, боль¬ше максимально установленного, то деканат формирует по этой дис¬циплине второй поток (группу) и по своему усмотрению назначает в него преподавателя соответствующей квалификации. При этом студен¬ты распределяются по потокам (группам) согласно порядку очереднос¬ти в расписании (лекции). Все желающие имеют право ознакомиться с правилами организа¬ции учебного процесса по каждому направлению (специальности), име¬ющимися в вузе. При составлении своего индивидуального учебного плана студент обязан строго следовать правилам: • учесть в своем плане 100% дисциплин из группы обязательных курсов; • записаться не меньше, чем на 30 кредитов в семестр. В процессе обучения студент обязан осваивать учебные дисцип¬лины в строгом соответствии с индивидуальным учебным планом. Студент имеет право записаться на большее, чем 32, число кре¬дитных часов в учебном году. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана, срок обучения может быть сокращен. Процедура введения студентов в кредитную систему обучения по кредитной технологии состоит из двух этапов: предварительный и текущий. Первый этап проходит на ориентационной (25-31 августа) и пер¬вой учебной неделе (1-7 сентября). На этом этапе осуществляется об¬щее знакомство с кредитной технологией обучения. Оно предусматрива¬ет встречи с представителями администрации и экспертами по кредит¬ной технологии. Здесь происходит знакомство студентов с администра¬цией: деканом, руководителями комитетов, заведующими кафедрами, системным администратором, эдвайзерами, регистратором, которые знакомят студентов со своими функциональными обязанностями. Обращается особое внимание на формы и методы контроля знаний (текущие, рубежные и итоговые), особенности обучения по кредитной технологии, в которой больше места отводится самостоятельной работе студента, а также вводится новая форма - самостоятельная работа студента с преподавателем (СРСП). Текущий этап введения в кредитную технологию заключается в постоянных консультациях со стороны эдвайзеров и администрации. График консультаций (дни и часы приема) должен быть известен всем студентам. Организация учебного процесса. Учебный год состоит из 32 недель, равномерно распределенных на 2 полугодия (семестра). Аудиторные учебные занятия включают: лекционные, лабораторные, практические и семинарские занятия. Присутствие студентов на учебных занятиях обязательно. По степени обязательности и последовательности усвоения содержа¬ния образования учебный план включает три группы дисциплин: а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно; в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору (курсы по выбору). Каждой дисциплине учебного плана устанавливается определенное число кредит-часов. Обычно это три - пять кредитов, но может быть больше и меньше. Сумма всех кредит-часов, закрепленных за всеми дисциплинами учебного плана, должна равняться 240, включая практики и выпускную работу. Семестровая нагрузка должна составлять 30 кредитов. Кредиты на выполнение курсовых работ и проектов включаются в общий объем трудоемкости дисциплины. Учебный план Учебный план – основной документ, определяющий содержание и последовательность работы по подготовке специалистов. Для организации учебного процесса необходим рабочий и индивидуальный учебный план. Каждый студент должен иметь индивидуальный учебный план, составленный в Офисе Регистратора с учетом его выбора учебных дисциплин. Индивидуальный учебный план формируется по установленной форме на каждый учебный год (семестр) лично студентом, при необходимости с помощью академического консультанта (эдвайзера). План утверждается деканом (заместителем декана), утвержденные планы хранятся у студента и в деканате. Студент может (и имеет право) сформировать свой годовой план с числом кредитов, меньшим 60, при этом он заведомо увеличивает срок своего обучения. Это могут быть студенты-инвалиды, возрастные студенты, обучающиеся по контракту и др. В этом случае составляется индивидуальный план обучения, который утверждается ректором ВУЗа. Учебный год состоит из 32 недель, равномерно распределенных на 2 полугодия (семестра). Аудиторные учебные занятия включают: лекционные, лабораторные, практические и семинарские занятия. Присутствие студентов на учебных занятиях обязательно. По степени обязательности и последовательности усвоения содержа¬ния образования учебный план включает три группы дисциплин: а) группа дисциплин, изучаемых обязательно и строго последовательно во времени; б) группа дисциплин, изучаемых обязательно, но, возможно, не последовательно; в) дисциплины, которые студент изучает по своему выбору (курсы по выбору). Каждой дисциплине учебного плана устанавливается определенное число кредит-часов. Обычно это три - пять кредитов, но может быть больше и меньше. Сумма всех кредит-часов, закрепленных за всеми дисциплинами учебного плана, должна равняться 240, включая практики и выпускную работу. Семестровая нагрузка должна составлять 30 кредитов. Кредиты на выполнение курсовых работ и проектов включаются в общий объем трудоемкости дисциплины. Система оценок При кредитной технологии используется многобальная система оценок с использованием буквенных символов, что позволяет преподавателю более гибко подойти к определению уровня знаний студентов. %-ное содержание (баллы) Цифровой эквивалент баллов Оценка по буквенной системе (по 10 бальной) Оценка по традиционной системе (4-х бальной) 94,5-100 4,0 А ОТЛИЧНО 85-89 3,67 А- ХОРОШО УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО 70-84 3,0 В 75-79 2,67 В- 70-74 2,33 С+ 65-69 2,0 С удовлетворительно 60-64 1,67 С- 55-59 1.33 D+ 50-54 1.0 D 0-49 0 F НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО F - неудовлетворительно 0.0 Кроме указанных, используются также следующие буквенные обозначения, не использующихся при вычислении GPA: W - студент покинул курс без штрафа; X - студент отчислен с курса преподавателем; I - не завершен; Р - сдал на кредит на условии "сдал/не сдал"; AU – аудит. Пояснение оценок I - "незавершен": студент не завершил предмет по уважительной причине (из-за болезни или по семейным обстоятельствам). Об этих причинах нужно сообщить в деканат. В деканате принимается решение, что нужно сделать студенту, чтобы закончить требования курса. Устанавливается срок ликвидации задолженностей. Если студент не закончит требуемый объем работы, он автоматически получит оценку "F". Студент может закончить университет с оценкой "I" в приложении диплома в том случае, если эта дисциплина относится к курсу по выбору и если у него достаточно кредитов для получения степени бакалавра. Р - "сдано": позволяет студенту получить только кредитные часы, но это не дает ему дополнительных баллов по качеству. Оценку Р можно получить только по курсам по выбору. F - "не сдан": студент, который получил F, должен повторить тот же самый курс снова, если это обязательный курс. Если студент получит F вторично, то он не получит диплом государственного образца. W - "отказ": Подтверждает отказ студента продолжить изучать эту дисциплину. Деканат устанавливает сроки, когда студент должен повторить эту дисциплину, если это - обязательный курс. X - "отчислен": оценка, которая указывает на то, что студент был отчислен с курса преподавателем. Установленная форма подписывается студентом и преподавателем. Студент должен повторить этот курс, если это обязательный курс. В случае, если студент получает X вторично, ему автоматически ставится F. Все преподаватели должны оговорить в своих силлабусах условия, при которых они ставят студентам оценку X (например: если студент без уважительной причины пропустил 3 или более занятий). AU - "аудит": студент может выбрать этот курс для аудирования (прослушивания), если профессор согласен. В этом случае студент получит AU. Эта оценка не дает дополнительных баллов за качество и при этом не повлияет на GPA. Студент не выполняет никаких письменных работ в классе и поэтому профессору нет необходимости ставить какие-либо оценки. 3.4. Порядок проведения экзаменов Координатором факультета студенты автоматически вносятся в ведомости на экзаменационные сессии (зимняя, летняя). Повторное прохождение студентом текущей и промежуточной аттестации в случае получения неудовлетворительных оценок не допускается, за исключением документально обоснованных случаев (болезнь и пр.). По результатам промежуточного контроля факультет составляет академические рейтинги студентов. Высокий рейтинг позволяет студенту получить академические льготы и преимущества (повышенную стипендию, бесплатное обучение и пр.). При личном желании и при согласии деканата факультета студент может быть восстановлен на предыдущем курсе, где по индивидуальному плану он может «добрать» необходимое число кредитов, включая 100% кредитов по дисциплинам группы (а). По завершении обучения проводится итоговая государственная аттестация выпускников в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Кыргызской Республики, утверждаемым центральным органом государственного управления образованием Кыргызской Республики. Допуск к сдаче государственной аттестации выпускников производится при обязательной сдачи студентами всех экзаменов и зачеты по дисциплинам государственного и вузовского компонентов, а также курсам по выбору, предусмотренных учебным планом вуза. По факультативным дисциплинам студенты сдают экзамены и зачеты по их желанию и вносятся в ведомость, зачетную книжку и приложение к диплому. Любой студент может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате; доступ к сведениям об академическом рейтинге может быть организован в учебном портале. Студент, не выполнивший учебный план, в конце каждого семестра отчисляется из университета. Рабочий учебный план по направлению «социальная работа» Квалификационная академическая степень: Бакалавр социальная работа Нормативный срок обучения: 4 года Блоки № п/п Наименование дисциплины Всего часов Кредиты по ECTS 1 2 3 4 5 1 Семестр Цикл ГСЭ Кыргызский (русский) язык 1 120 4 Иностранный язык 1 60 2 История Кыргызстана 60 2 Манасоведение 60 2 Профессиональная этика 60 2 культурология 60 2 Правоведение 90 3 Цикл МЕ информатика 120 4 Экология 60 2 Социальная статистика 180 6 Физическая культура 100 Цикл ОПД Введение в профессию Социальная работа 60 2 Делопроизводство в соц. работе 60 2 Итого 1000 30 2 Семестр Цикл ГСЕ Кыргызский (русский) язык 2 120 4 Иностранный язык 2 60 2 Отечественная история 60 2 Социальная культурология 60 2 Физическая культура * 100 Цикл МЕ Математика 2 60 2 Цикл ОПД Деонтология соц.работы 120 4 История соц.работы 120 4 Соц.раб.в Кыргызстане 120 4 социология 60 2 Соц.работа с молодежью 60 2 НИРС 60 2 Итого 1000 30 3 семестр Цикл ГСЕ Иностранный язык 3 60 2 философия 120 4 Психология и педагогика 60 2 Физическая культура * 100 Правоведение 60 2 Цикл ОПД Теория и методика соц. работы 60 2 Экон.основы соц.работы 60 2 Соц.работа в Кырг. 60 2 Соц.защита населения 60 2 Опыт социальной работы с разл.группами 60 2 Практикум по соц.работе 60 2 социология 60 2 Взаимосвязь НПО в соц.работе 60 2 (КПВ) Имиджиология 60 2 Архивоведение 60 2 Итого 1000 30 4 семестр Цикл ГСЕ Иностранный язык 4 60 2 Физическая культура * 100 Цикл ОПД Теория и методика соц.раб 60 2 Технология соц.работы 60 2 Экономические основы соц.раб 60 2 Соц. защита населения 60 2 Опыт соц раб. С разл.группами населения 60 2 Конфликтология в соц.работе 60 2 Социальная геронтология 60 2 Практикум по соц. работе 60 2 Соц. филос.антропология 120 4 Практика 120 4 ГАК История Кыргызстана 60 2 Курсовая работа 60 2 Итого 1000 30 5 семестр Цикл ОПД Теория и методика соц.раб 60 2 Технология соц.работы 60 2 Методика исследований в соц.работе 60 2 Конфликтология в соц.работе 60 2 Правовое обеспечение в соц.работе 120 4 Опыт орг.админ.в системе соц.служб 60 2 Социальная геронтология 60 2 Психология соц.работы 60 2 Система обеспечения пенсиями и пособ.в К-не 120 4 Введение учета в социальной работе 60 2 Прикладная социология 60 2 дефектология 60 2 Курсовая работа 60 2 Итого 900 30 6 семестр Цикл ОПД Технолог.соц.раб 60 2 Методика иссл.в соц. работе 120 4 Социальная работа за рубежом 120 4 Опыт орг.админ.в системе соц.служб 60 2 Психология соц.работы 60 2 Соц.этнография и демография 120 4 Соц. педагогика 120 4 Этика соц.работы 60 2 Производственная практика 180 6 Итого 900 30 7 семестр Цикл ОПД Соц. квалиметрия оценка кач.и с. 120 4 Соц.проект. и модел-е 120 4 Соц. консульт-е 60 2 Соц.психология 60 2 Семьяведение и гендерная политика 60 2 Занятость и ее регулирование 120 4 Психосоц. работа в системе соц.работы 60 2 Медико-соц основы здоровья 60 2 Этика соц работы 60 2 Соц.работа в пенитенциарных учреждениях (КПВ) 60 2 Социальные инновации (КПВ) 60 2 Социальные службы в аильных округах (КПВ) 60 2 Итого 900 30 8 семестр Цикл ОПД 1 Организация и управление в соц работе 120 4 2 Соц.консультирование 60 2 3 Соц.психология 60 2 4 Семьяведение и гендерная политика 120 4 5 Медико-соц основы здоровья 60 2 Предквалификационная практика 240 8 Комплексный экзамен по спец. «соц.раб» 120 4 Выпускная квалиф.работа 120 4 Итого 900 30 ВСЕГО 7200 240 4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ Кыргызский язык 1 - 2 Жалпы жана терминологиялык муноздогу 2000 соз, соз айкашы коломундо лексикалык минимум. Колдонуусуна жараша лексикалык айырмалоо (турмуш-тиричилик, терминалогиялык, официалдуу ж.б.)- Тилдин негизги закон ченемдуулуктору жонундо тушунук. Эркин жана туруктуу соз айкаштары, фразеологиялык бирдиктер жонундо тушунук. Соз жасоонун негизги ыкмалары жонундо тушунук. Байланыштуу кепти оозеки жана жазуу турундо тузууго талап кылынган негизги граматикалык каражаттар жонундо тушунук. Суйлоо. Маек, жеке, кеп салуу формасында эн керектуу жана жонокой лексикалык. граматикалык каражаттарды колдонуу менен негизги байланыштуу кырдаалдарында пикирлешуу жана оюн баяндоо. Окуу. Турмуш-тиричилик жана мекен таануу тематикасындагы жана кесипке байланыштуу текстти окуп тушунуу. Жонокойлонуштурулгон корком тексти окуп тушунуу. Жазуу. Диктант, изложение, чакан сочинение билдируу, кат, омур баян ж.б. Русский язык 1 - 2 Лексический минимум в объеме 2000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Чтение. Виды текстов: несложные, прагматические тексты, тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщение, частное письмо, деловое письмо, биография. Иностранный язык 1 - 4 Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Историки об этнониме "кыргыз". Три главных направления в изучении проблемы происхождения и формирования кыргызского народа. История Кыргызстана - неотъемлемая часть всемирной истории. Древнейший период. Саки, гунны, усуни. Государство Давань. Эпоха Великого переселения народов, Атилла. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и Великая степень. Тюркские каганаты, особенности социального и военного строя. Кыргызское государство и великодержавие. Карахандинскоий каганат, принятие ислама. Города, наука, литература (Жусуп Баласагын, Махмуд Кашгари). Торговля по Великому Шелковому пути. Кыргызы в государстве Чингизидов. 13-14 вв.: проблемы взаимовлияния. Темирлан и средневековые государства Европы и Азии. Государственно-политическая консолидация кыргызов. Завершение процесса этногенеза кыргызов на Тянь-Шане. Кыргызстан в 16-начале 17 вв. Кыргызстан и Кокандское ханство, роль кыргызских феодалов в общественно-политической жизни Кокандского ханства. Акбото-бий, Курманджан. Посольско-дипломатические связи с Россией. В составе России. Кыргызстан - колония Российской империи. Новое административно-территориальное управление, налоги, земельная политика. Особенности развития промышленности в Кыргызстане. Русская культура 19в. и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Революции и реформы. Столыпинская аграрная политика и Кыргызстан. Столкновение тенденций интернационализма и национализма. Кыргызстан в условиях 1 мировой войны. Национально-освободительное восстание 1916 г. Октябрьская революция 1917г. Этапы гражданской войны. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Программа национально-государственного строительства. НЭП. Земельно-водная реформа Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР и КССР. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Репрессии. Кыргызстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). На фронтах и в тылу. Общественно-политическое и социально-экономическое развитие Кыргызстана в 1945-1960 гг. Кыргызстан в 1960-1985 гг. Последствия НТР и нарастание кризиса в экономике и общественной жизни. КССР в годы перестройки в СССР в 1985-1991гг. Распад СССР. Независимый Кыргызстан. Кыргызстан на пути радикальной социально-экономической реформы. Культура в Кыргызской Республике. Внешнеполитическая деятельность в новых геополитических условиях. Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизованная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего. Манасоведение О возникновении эпоса «Манас»: определение термина «народный эпос»; возникновение эпоса «Манас»; эпос «Манас» в исторических летописях. Манасоведение – как наука на современном этапе. Манасоведение в Советскую эпоху: записи вариантов эпоса «Манас»; текстологические исследования эпоса «Манас» в области филологических и исторических наук; издание текстов эпоса «Манас»; влияние государственной идеологии в развитии манасоведения. О традиционном сюжете эпоса «Манас»: традиционный сюжет эпоса «Манас»; причины искажения и изменения традиционного сюжета эпоса «Манас». Мировоззрение кыргызов и сказительское искусство – манасчи: мировоззрение кыргызов; типы духов у кыргызов; магические функции манасчи; типы манасчи; феноменальность манасчи, его роль и место в жизни кыргызов. Религиоведение Предмет религиоведения. Религия как общественное явление. Религии Древнего Мира. Религии в истории мировой культуры. Христианство. Христианство как мировая религия. Ислам. Ислам как мировая религия. Свободомыслие в истории духовной культуры. Религиозное состояние общества с XIV-XX вв. Религия кыргызского народа. Религиозная мысль кыргызского народа. Религия в условиях глобализации. Религия в условиях процесса мировой глобализации. Психология и педагогика Предмет и задачи психологии. Теория личности. Самосознание личности. Краткая биография З.Фрейда. Основные понятия психоанализа. Значение теории З.Фрейда. Общее понятие о чувствах. Физиологическая основа чувств. Формы переживания чувств. Стороны и функции общения. Восприятие человека человеком. Механизмы познания другого человека. Общая характеристика внимания. Классификация внимания. Общее понятие о памяти. Классификация памяти. Процессы мышления. Виды мышления. Особенности технического мышления. Общее понятие о темпераменте и характере. Учение о темпераменте. Проявление темперамента в учебной и трудовой деятельности. Понятие «сенсорного голода». Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Политология и правоведение Предмет политологии, ее основные категории. Методы и функции политической науки. Значение и роль политологии в современном обществе. Политические идеи античности и средневековья. Становление политической науки Нового времени. Возникновение и развитие социалистического учения. Основные направления современной политологии. Общественно- политическая мысль в Кыргызстане. Политическая власть: понятие, структура, функции. Механизм реализации политической власти. Эффективность и легитимность власти. Демократия: сущность, принципы, формы. Демократия и права человека. Гражданское общество и пути его формирования. Понятие, структура и функции политической системы. Типология политических систем. Политическая система в Кыргызстане. Понятие политического режима и его типы. Тоталитаризм как социальный и политический феномен. Авторитарный и демократический режимы. Понятие государства и его функции. Формы государственного устройства и правления. Правовое и социальное государство: ценности и принципы. Понятие, функции и типы политических партий. Партийные системы и их типология. Общественные движения и организации. Личность как объект и субъект политики. Сущность и типы политического поведения. Политическое участие. Сущность и содержание политической культуры. Типология политической культуры. Факторы, влияющие на ее формирование. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы. Понятие избирательной системы и основные виды выборов. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная кампания. Избирательная система и выборы в современной Кыргызской Республике. Современная политическая элита: теории, типы, системы отбора. Сущность и природа лидерства. Типы лидеров и их функции. Политическое сознание: уровни, Функции, формы. Возникновение идеологий и ее функции. Типы идеологий. Политическое развитие: понятие и критерии. Сущность и содержание политической модернизации. Критерии и типы политической модернизации. Сущность и значение конфликтов в политике. Типология конфликтов. Пути разрешения конфликтов и кризисов. Содержание и принципы международной политики. Типология международных отношений. Основные направления в развитии современных международных отношений. Математика 1-2 Прямоугольная система координат. Простейшие задачи на плоскости. Понятие об уравнении линии. Уравнение прямой с угловым коэффициентом. Общее уравнение прямой. Частные случаи уравнения прямой. Преобразование системы координат. Угол между прямыми. Расстояние от точки до прямой. Общее уравнение кривых второго порядка на плоскости. Понятие матрицы и определителя. Операции над матрицами. Основные свойства определителей. Миноры и алгебраические дополнения. Обратная матрица. Система линейных алгебраических уравнений. Решение системы. Метод Крамера. Матричный способ решения систем. Неоднородные и однородные системы алгебраических уравнений. Метод Гаусса. Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Компонентная запись вектора и понятие модуля. Скалярное и векторное произведение двух векторов. Единичный вектор. Разложение вектора по базису. Смешанное произведение векторов. Векторы в пространстве. Компланарные векторы, п - мерные векторы. Система векторов. Линейная зависимость (независимость) векторов. Множества и операции над множествами. Числовая последовательность и ее предел. Понятие функции. Способы задания функции и его виды. Предел функции в точке. Бесконечно большие и бесконечно малые функции. Теоремы о пределах. Замечательные пределы. Непрерывность функции в точке. Свойства непрерывных функций. Понятие разрывной функции: три вида разрыва. Основные задачи, приводящие к понятию производной. Связь непрерывности и производной функции одной переменной. Механической и геометрической смыслы производной. Дифференциалы функции. Дифференциалы и производные высших порядков. Раскрытие неопределенностей: правило Лопиталя. Общая схема исследования функции с помощью производных. Возрастание и убывание функции. Экстремум функции. Выпуклость и вогнутость. Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на замкнутом множестве. Первообразная. Понятие неопределенного интеграла. Таблица неопределенных интегралов элементарных функций. Некоторые методы интегрирования: по частям, замены переменной. Понятие определенного интеграла. Геометр. смысл определенного интеграла. Основное отличие определенного интеграла от неопределенного. Метод замены переменной в определенном интеграле. Информатика 1,2 Эволюция компьютерных технологий и средств вычислительной техники (основные понятия информационных технологий, архитектура ПК, назначение и основные характеристики устройств компьютера, назначение и классификация программного обеспечения, операционные системы и основные задачи, решаемые ОС, популярные ОС и их преимущественное использование), современное состояние развития информационных и коммуникационных средств вычислительной техники; основные понятия среды Интернет; принципы работы системного и сервисного программного обеспечения: операционная система Windows: общая характеристика; файлы и папки Windows; операции с файловой структурой; служебные программные средства: архивация данных, антивирусные программы; приобретение основных навыков обработки экономической информации. Форматирование и Редактирование текста. Работа с Таблицами и графической информацией в процессе решения экономических и управленческих задач. Электронные документы. Инструменты для создания электронных документов. Режим просмотра электронных документов. Настройка фона. Шрифты электронного текста. Гиперссылки Организация презентаций средствами Power Point. Возможности работы с таблицами и графиками в Power Point. Концепции современного естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности: принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие. дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современная концепция развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Экология Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека, глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, основы экономики природопользования, экозащитная техника и технология, основы экологического права, профессиональная ответственность, международное сотрудничество в области окружающей среды. Теория социальной работы Сущность, принципы и методы социальной работы, ее цели и задачи: субьекты и обьекты и функции социальной работы: основные понятия категорий; профессиональные и непрофессиональные работы; уровни социальной работы; индивидуально-личностный, социально-групповой и общественный; личностные ресурсы и изменения; связь личностных изменений жизненной среды; социокультурный фактор; дифференциация содержания и форм социальной работы; социальные перспективы и вариативность модели социальной работы; современные тенденции социального развития; сущность социальной политики ее цели направленность и взаимосвязь. Технология социальной работы Метододология целепологания и решения конкретных социальных проблем; методы решения социальных проблем организационно распорядительные, социально-экономические, групповая и индивидуальная социальная терапия, технология социальной работы, профилактика и механизмы ее реализации, социальная адаптация, социальное обеспечение, страхования и опека, социальная экспертиза и прогнозирование, посредничество и консультирование. Медико-социальные основы здоровья Здоровье как социальная ценность, валеология, социальная медицина, основы генетики, система управления здравоохранения, социално-гигиенические проблемы нарушения здоровья, здоровье и образ жизни, основные направления организации медицинской помощи населению, организация психиатрической помощи, медико-социального патронажа, физиологии, патологии, и репродукции планирования семьи. Социальная педагогика Предмет, теория, методика социальной педагогики, общая педагогика, пути разработки ее социальной функции, история массовой практики воспитания(народной педагогики) социально-педагогические исследования за рубежом, социальная педагогика и психотерапия, средовая адаптация. Конфликтология в социальной работе. Предмет и принципы и задачи конфликтологии в различных сферах человеческого взаимодействия, уровни проявления и типология конфликта. Динамические модели конфликта, стратегия, поведения участников конфликта прогнозирование, технология и методы предупреждения конфликтов. Деятельность социальных служб по регулированию и разрешению конфликтов, этические моменты в деятельности социальных работников при разрешении конфликтов. Социальная работа за рубежом Социальная работа как феномен современного мира, предпосылки институционализации социальной работы, основные школы социальной работы за рубежом, подходы к построении теории социальной работы, социальная защита населения, социальная помощь и ее особенности в отдельных странах. Приоритеты социальной работы, организационные формы социальной работы, социальные услуги и службы, опыт решения социальных проблем. Социология Предмет и принципы задачи социологии, природа социальной реальности и парадигмы современного социологического знания, социальные общности как источник социальных изменений. Общество как социальная система и ее структура, общество и личность, личность как активный субьект, ролевые теории, социальные связи, действия, взаимодействия между группами и индивидами, социальное поведение и динамика, социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей, глобализация социально-культурных процессов в современном мире. Методы сбора и обработки информации. Экономика социальной работы Предмет, принципы и задачи курса экономики социальной работы, экономическая политика и система социальной защиты, Экономическое пространство социальной работы, экономика и здравоохранения, образования и т .д. интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика. Конкуренция и ее виды. Экономические блага и их классификации: полные и частные; взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Оплата труда специалистов по социальной работе. Налогооблажение, благотворительное финансирование социальной работы. Этика социальной работы Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы, профессиональная этика социального работника, основные понятия и принципы, личностно-направленные качества социального работника, моральные нормы и принципы социального работника, деонтология отдельных видов социальной работы, этика взаимоотношений с клиентом, долг и ответственность, этика партнерских взаимоотношений специалистов в социальной работе. Социальная статистика Предмет, методы, задачи социальной статистики, организация, статистическое измерение, методы сплошного и выборочного наблюдения социально-экономических явлений и процессов, статистические группировки, методы обработки и анализа статистической информации, метод средних величин, вариационный анализ, корреляционный, индексный метод анализа, анализ рядов динамики, многомерный статистический анализ, статистические методы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. Статистика численности состава движения населения, статистика личности и семьи, статистика производительных сил, статистика петребления материальных благ и услуг, национального дохода, социального обеспечения населения. Социальная экология Возникновение и развитие экологии, основные категории экологии, экология и современные экологические проблемы, связь экологической проблемы с другими глобальными проблемами, окружающая среда, понятие и элементы окружающей среды, качество жизни и качество окружающей среды, охрана окружающей среды и вопросы теории, экологический кризис и возможности его решения. Понятия и причины экологического кризиса, принципы экологической безопасности. Экологическое развитие. Экологические проблемы социальной работы. Социальная антропология Понятие социальной антропологии. Ее место в системе наук и практике. Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек –личность-индивидуальность, основные потребности, интересы и ценности человека, его психофизические возможности. И связь с социальной активностью. проблемы девиантности развития человека. Антропологические основы социальной работы. Методика исследований в социальной работе Выбор проблемы исследования, цели и задачи исследования. Разработка плана исследования. Подбор литературных и других источников и методика их предварительной обработки. Методика работы над литературой, конспектирования. Оформление исследовательской работы. Использование статистических материалов, результатов соц. исследований. Внедрение результатов исследования. Социальная этнография и демография. Предмет и задачи этнографии. Этнические общности и группы. Этногенез и этническая история народов Кыргызстана. Культурно-историческая взаимодействие народов. Расселение, динамика численности и сдвиги в размещении населения. Проблемы миграции населения, этносоциальные аспекты трудовой деятельности, культурной и языковой жизни населения. Демографическое прогнозирование и социальная работа. Демографическая политика и ее взаимосвязь. С социально-экономической политикой. Проблемы здоровья, рождаемости, брачности, смертности и миграции населения и учета их в социальной работе. Социальная работа в Кыргызстане. Этнокультурные факторы и условия социальной работы в Кыргызстане, благотворительность как феномен общественного сознания и социальной практики, социальные механизмы формирования благотворительности как ценности и образ жизни, традиционные и инновационные в социальной работе Кыргызстана. Семьяведение и гендерная политика Предмет и метод семьяведения. Семья как фактор стабильности государства. Основные функции семьи. Основные типы семьи, молодая, пожилая, многодетная, неполная, инвалидная, семья с ребенком инвалидом. социально-экономическая основа современной семьи и духовная культура и быт семей. Методика соц. работы с семьями. Гендерная политика в условиях глобализации экономики и демократизации. Организации и управление в социальной работе Социальное управление; задача и принципы; система управления социальной работы; социальная служба как институцианализация основа социальная работы. Организация как система. Социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление. Теория организации и ее место в системе научных знаний. Закон синергии; закон информированности – упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа (синтеза); закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации. Принципы статической организации; принципы динамической организации. Принципы рационализации. Проектирование организационных систем. Развитие организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности. Социальное прогнозирование и проектирование. Социальное прогнозирование как метод научного познания. Содержание и функции социального прогнозирования. Объект и предмет социального прогнозирования. Объект и предмет социального прогнозирования. Технологические этапы и методы социального прогнозирования. Технология моделирования, модели социального прогнозирования. Сущность соц. проектирования. Структура социальной проектной деятельности. Занятость населения и ее регулирование Проблемы занятости трудоспособного населения на современном этапе социально-экономического развития. Полная и неполная занятость населения. Проблема рационального распределения трудоспособного населения по сферам общественно полезной деятельности и оптимальной занятости. Безработица, ее виды и динамика в обществе. Социально экономические и психологические проблемы безработицы. Правовое регулирование безработицы. Правовой статус безработного. Организация служб занятости. Социальная работа среди безработных. Социальная защита неконкурентноспособных групп населения на рынке труда. Организация моральной и материальной поддержки лиц, потерявших работу, оказание помощи в трудоустройстве, повышение квалификации профессиональная переподготовка; организация общественных работ. Социальная геронтология Понятие содержание. Задачи актуальные проблемы современной геронтологии. Социально-гигиенические социологические и демографические вопросы старости и старения. Особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста и методы его лечения. Геронтологическая государственная политика, правовые вопросы геронтологии. Организация медико-социального обслуживания людей пожилого и старческого возраста. Условия и образ жизни населения предпенсионного возраста. Специфика социальной работы с населением пожилого и старческого возраста. Социальная работа с молодежью Формирование и реализация государственной молодежной политики; обеспечение защиты прав законных интересов молодых граждан; создание социальных условий для решения жилищной проблемы молодежи и социальных условий для поддержки молодежного предпринимательства; решение вопросов занятости и трудоустройства; создание условий для социально-психологической, правовой поддержки и реабилитации молодежи. Психосоциальная работа в системе социальной работы. Понятие психосоциальной работы. Ее место и роль в системе социальной работы. Объекты психосоциальной работы. Объекты психосоциальной работы. Нормативно- правовые основы психосоциальной работы в социальной работы в социальных службах. Психосоциальные технологии (тренинги, семейная психотерапия, игротерапия, социотерапия, социо-психотерапия и т.д). содержание и методика психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения. Психологические основы социальной работы. 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Общие положения Выпускная квалификационная работа является завершающим этапом в подготовке высококвалифицированных кадров для социальной сферы в целом. Студент при защите выпускной квалификационной работы полностью раскрывает свой творческий потенциал - показывает не только те знания, которые он получил от преподавателей, но и то, что он сам может предложить в практике деятельности предприятия. Методические указания предназначены для наиболее полной реализации возможностей каждого студента. Они включают в себя единые требования к содержанию, структуре и объему выпускной квалификационной работы, порядок выбора и утверждения темы выпускной квалификационной работы, организация ее выполнения и защиты, критерии оценки выпускной квалификационной работы. Цель выполнения выпускной квалификационной работы и требования, предъявляемые к ней Выполнение работы имеет своей целью: • систематизацию, закрепление и расширение полученных в вузе теоретических и практических знаний по специальности; • развитие умения обобщать и критически оценивать – теоретические положения, вырабатывать собственную точку зрения студента по экономическим проблемам; • заинтересовать студента в нахождении приоритетов в проводимом исследовании, делать выводы и разрабатывать конкретные предложения при решении соответствующих проблемных вопросов; • стимулировать необходимые для практической деятельности навыки самостоятельной аналитической и исследовательской работы, овладение современными методами исследования и компьютерной техникой. В сфере теории выпускная квалификационная работа выполняется на основе социальной работы, как в Кыргызстане, так и зарубежом. Вопросы теории должны быть взаимосвязаны с практической частью, и проиллюстрированы статистической информацией. Практическая часть работы выполняется на основе всестороннего изучения и анализа фактического материала по исследуемой теме с использованием передового отечественного и зарубежного опыта, статистического материала, данных периодической печати. Предложения и выводы в каждой работе должны быть аргументированы, научно обоснованы. К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие основные требования: • аргументация актуальности темы, теоретическая и практическая ее значимость; • самостоятельность и системность подхода студента в выполнении исследования конкретной проблемы; • отражение знаний монографической литературы по теме, законодательных актов КР и правительственных решений, локальных нормативных актов КР и правительственных решений, положений, инструкций социальных служб КР, Министерства труда и социальной защиты населения КР, стандартов и др.; • рассмотрение различных точек зрения и обязательная формулировка аргументированной позиции дипломанта по затронутым в работе дискуссионным вопросам; • ясное, логическое и грамотное изложение результатов исследования, правильное оформление работы в целом. Вместе с тем, единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования являются одним из основных критериев оценка качества выпускной квалификационной работы. Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы Выбор темы выпускной квалификационной работы является наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех ее выполнения. Тема выпускной квалификационной работы выбирается студентом самостоятельно в соответствии с тематикой, разработанной учебным подразделением и индивидуальными интересами каждого студента. Студент может самостоятельно предложить тему, не включенную в примерную тематику, или несколько изменить ее название, обосновав при этом важность и целесообразность ее разработки и написав соответствующее заявление на имя руководителя учебного подразделения. При выборе темы выпускной квалификационной работы учитываются следующие обстоятельства: • соответствие темы интересам базы практики; • возможность использования конкретных материалов базы практики; • соответствие темы научным интересам студента, проявленным им ранее при подготовке научных докладов, статей, курсовых работ. Выпускная квалификационная работа может выполняться в порядке привлечения студента к участию в выполнении научно-исследовательской работы по определенным специальным темам. Утверждение темы работы и назначение научного руководителя по представлению выпускающего учебного подразделения оформляется приказом руководителя вуза. Порядок написания, структура и содержание выпускной квалификационной работы После утверждения темы студент подбирает соответствующую литературу. Ознакомившись с литературой по исследуемой теме, для чего, прежде всего, должны использоваться каталоги библиотеки, студент составляет предварительный план и представляет научному руководителю. В нем определяются основные направления исследования, его цели и задачи, последовательность раскрытия поставленных вопросов. Структура выпускной квалификационной работы включает: титульный лист, введение, основную часть, заключения, списка использованных источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность и оценка степени разработанности выбранной темы, определение цели и конкретных задач исследования. Для обоснования актуальности темы целесообразно использовать работы классиков экономической теории, постановления Правительства КР и другие директивные материалы, краткий анализ точек зрения ведущих специалистов на проблему. Студент должен определить и конкретизировать тот круг вопросов, который он выносит в пределы исследования. В этом разделе перечисляются использованные основные материалы, определяются средства и методы выполнения исследования, в том числе экономико-математические методы. Введение целесообразно подправить после выполнения основной части работы, т.к. в данном случае появляется возможность более точно и ясно определить актуальность темы, цели и задачи исследования, отразить собственные подходы к их решению. По объему введение не превышает 3-4 страницы. Основная часть работы включает главы, подразделяемые на параграфы, пункты, последовательно и логично раскрывающие содержание исследования. Количество глав, параграфов и пунктов строго не регламентируются. Оно зависит от исследуемой проблемы и круга рассматриваемых вопросов. Основная часть отражает теоретическое обоснование и состояние изучаемой проблемы, содержание и основные результаты выполненной работы. Одна из глав, как правило, первая, носит теоретический характер. В ней на основе изучения литературы, систематизации современных экономических исследований рассматриваются причины возникновения, этапы исследования проблем, систематизируются позиции ученых и аргументируется собственная точка зрения студента относительно понятий, проблем, определений, выводов. При рассмотрении теоретических вопросов возможно использование статистического материала, что позволяет более аргументировано, и наглядно доказывать, то или иное высказывание, или свою точку зрения. Вопросы теории излагаются для обоснования дальнейшего рассмотрения проблем, изучаемых в данной работе. Последующие главы носят аналитический характер, прикладной. В них излагается фактическое состояние изучаемой проблемы на примере конкретного объекта. Достаточно глубоко, целенаправленно анализируется и оценивается действующая практика, выявляются закономерности и тенденции развития на основе использования собранных первичных документов, статистической информации за представительный для данного исследования период. Во второй и третьей главах выпускной квалификационной работы студенты должны показать умение самостоятельно анализировать практический материал, характеризующий текущую ситуацию в социальной сфере КР. собранный в период занятий тематического семинара, обобщать его, формулировать выводы и предложения. Материалы этих глав являются логическим продолжением первой (теоретической) и отражают взаимосвязь практики и теории. Содержание глав обеспечивает разработку обоснованных выводов и конкретных предложений по исследуемым вопросам. Заключение содержит выводы по теме работы, конкретные предложения и рекомендации по исследуемым вопросам. Выводы являются концентрацией основных положений работы. Здесь не следует помещать новые положения или развивать не вытекающие из содержания работы идеи. Выводы представляют собой результат теоретического осмысливания и критической оценки исследуемой проблемы. В них содержатся как отрицательные, так и положительные моменты практики. Они являются обоснованием необходимости и целесообразности проведения рекомендуемых мероприятий. Предложения и рекомендации должны быть органически увязаны с выводами и направлены на улучшение функционирования исследуемого объекта. При разработке предложений и рекомендаций обращается внимание на их обоснованность, реальность и практическую приемлемость. Заключение рекомендуется писать в виде тезисов, примерный объем 4-5 страниц. Список использованных источников заканчивает изложение текста работы. В него включаются только те издания, которые действительно были использованы в процессе подготовки работы: законодательные документы, постановления Правительства по вопросам социальной реформы, монографии, статьи в периодической печати и т.д. Список использованной литературы должен включать не менее 20-30 наименований. Приложения в работе являются необязательными, но желательными. Они могут быть в случае наличия вспомогательного материала к основному содержанию работы, подтверждающего отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, расчеты, результаты решений задач на ЭВМ, иллюстрации вспомогательного характера. В процессе подготовки работы студент периодически, в установленные решением руководителя учебного подразделения сроки, консультируется с научным руководителем. После рецензии не разрешается вносить в дипломную работу никакие дополнения и изменения. Выпускная квалификационная работа вместе с отзывом, рецензией (независимо от того, какая оценка работы дана в ней) направляется в Государственную аттестационную комиссию для защиты. Защита выпускных работ проводится на открытом заседании ГАК. Вся процедура защиты выпускной квалификационной работы должна длиться не более 30 минут. Для изложения ее содержания студент готовит доклад, рассчитанный на выступление в течение 10 минут. Как правило, он строится в той же последовательности, в какой выполнена работа. В процессе доклада могут использоваться заранее написанные тезисы (желательно их не читать) и иллюстративные материалы (таблицы, схемы, графики), которые рекомендуется демонстрировать на экране или представить в виде раздаточного материала на весь срок защиты выпускной квалификационной работы. Текст и цифровой материал на них должны быть достаточно крупными, чтобы их можно было легко читать присутствующим на защите с расстояния 4-5 метров. Каждый вид иллюстративного материала имеет свой порядковый номер, его количество не ограничивается. После доклада присутствующие члены ГАК могут задать выпускнику вопросы, на которые он должен дать краткие, четко аргументированные ответы. Затем зачитываются отзывы руководителя и рецензия на работу, с которыми студент должен быть ознакомлен не менее чем за 2 дня до защиты. При защите желательно присутствие научного руководителя и рецензента. Дипломник отвечает на замечания научного руководителя работы и рецензента. По окончании публичной защиты ГАК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты и большинством голосов выносит решение об оценке работы по пятибалльной системе. При неудовлетворительной оценке выпускная квалификационная работа не засчитывается и диплом (транскрипт) об окончании вуза не выдается. На открытом заседании в день защиты председатель ГАК объявляет принятое решение об оценке работ и о присуждении квалификации выпускникам, успешно окончившим вуз. Отметки о сдаче и допущении к защите выпускной квалификационной работы, оценка работы, данная ГАК, постановление ГАК о присвоении квалификации выпускнику оформляется в зачетной книжке техническим секретарем и подтверждается подписями председателя и членов ГАК.
11079 10:15 05-02-2015

                 

Новости

|< >|